4 июля 2012 года Будущие нобелевские лауреаты Петер Хиггс (справа) и Франсуа Энглер (слева) на научном семинаре в Женеве. / Фото: РЕЙТЕР

Нобелевскую премию присудили за открытие «частицы Бога»

Общество

Обоим призерам Нобелевки уже за восемьдесят. Но они продолжают свои исследования. Хиггс и Энглер были удостоены высшей премии научного мира за исследования в области теоретической физики. Первый — за открытие так называемого «бозона Хиггса» (элементарной частицы, названной в честь шотландского ученого), а второй — за теоретическое обоснование возможности его существования. Как любят шутить коллеги Хиггса по физическому цеху, он сделал свое открытие, что называется, «на кончике пера».

Другой Нобелевский лауреат — американский физик Леон Ледерман — назвал бозон «частицей Бога». Он посчитал (и научное сообщество его поддержало), что открытие Питера Хиггса — это последняя недостающая часть «Стандартной модели Вселенной». Эта Нобелевка вызвала немало дискуссий в научном мире, и они не прекращались до самого последнего момента. И до сих пор многие физики полагают, что награждение Хиггса и Энглера было преждевременным, поскольку обработаны еще не все данные, полученные путем опытов, проведенных международной командой ученых на Большом адронном коллайдере. Собственно, после его создания ученым и удалось опытным путем подтвердить существование новой элементарной частицы. Однако большинство людей, непосредственно работавших с Петером Хиггсом, уверены — он достоин Нобелевской премии хотя бы за то, что на полвека опередил развитие всей мировой науки.

Возможность существования бозона шотландец теоретически обосновал в своих статьях еще в далеком 1964 году.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Голутвин, физик-ядерщик «Объединенный институт ядерных исследований»:

— Петером Хиггсом, а позднее и его коллегами был предложен механизм, по которому частицы вещества приобретают массу. Грубо говоря, существует некое поле, переносчиком которого являются бозоны Хиггса. Частицы взаимодействуют с ним и благодаря этому получают массу. Со времени открытия Хиггса прошло много времени, изменилось понимание строения материи. Например, возникла так называемая «Стандартная модель Вселенной». На самом деле это — сложная теория, объясняющая все происходящее в мире. Это была во многом пророческая теория, и все ее «предсказания» позднее подтверждались. Единственным «белым пятном» в ней был бозон Хиггса. Для подтверждения ее существования потребовалось почти 50 лет. Я участвовал в проведении этих экспериментов на Большом адронном коллайдере. И первый «Хиггс», которого мы обнаружили, был сам Петер Хиггс, приехавший в Женеву. Мы с ним даже сфотографировались.

amp-next-page separator