Лошади помогли человеку покорить континенты
Ученые называют разные цифры, выдвигают гипотезы. Обобщая выводы исследователей, можно констатировать, что лошадей одомашнили в разных географических точках планеты и в разное время, которое растянулось от 5 до 10 000 лет тому назад. А что было раньше, до того? Облик коня стал формироваться 50 миллионов лет назад, на территории Северной Америки. Территорию современных США и Канады тогда покрывали влажные тропические леса.
Предок лошади — эогиппус — был величиной с собаку, горбат и полосат. Питался он листьями с фруктами, в то время как сам служил лакомством местным хищникам. Чтобы выжить, ему потребовались быстрота (так сформировались длинные ноги с копытами) и чуткость (у лошади — самые большие из всех наземных животных глаза, дающие панорамный обзор на 360 градусов, и подвижные уши, позволяющие мгновенно запеленговать источник звука).
Древних людей лошадь интересовала в первую очередь как пищевой объект. Ловить быстроногих копытных было сложно, и предки создавали табуны из маленьких жеребят. Скоро люди заметили, что лошади быстро привыкают к ним. Что же было дальше? Наверняка кого-то больного или раненого взвалили на лошадь, и он принял самое удобное положение — сел верхом.
Остальные члены племени оценили преимущества такого способа перемещения и… человеческая цивилизация, завершив очередной головокружительный виток, вознеслась на другую, более высокую ступень развития, совершив величайший в своей истории прорыв! Как лошадь помогла человеку построить великую цивилизацию? Во-первых, она прокормила людей, заняв место неповоротливого вола на пашне.
Во-вторых, позволила покорить пространство. В-третьих, обеспечила людям победу в великих войнах. Америку удалось покорить при фантастическом превосходстве аборигенных армий перед конкистадорами, потому что индейцы насмерть перепугались при виде испано-португальской кавалерии. Они думали, что перед ними свирепые чудовища вроде кентавров. Это были не обыкновенные, а боевые кони, приученные не бояться шумов и криков битвы и обученные опрокидывать врага. Немудрено, что отряды ацтеков дрогнули под таким натиском. Любопытно, что те самые индейцы, что панически боялись лошадей, впоследствии превратились в непревзойденных наездников, легко обходившихся даже без седел и сбруи.
В создании рысистых пород огромную роль сыграла Россия — родина знаменитых орловских рысаков. В середине XVIII века граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский поставил перед собой грандиозную стратегическую задачу: вывести резвую породу лошадей, которая широкой рысью смогла бы покрывать огромные расстояния. В далеких южных краях для племенной работы, в которой граф знал толк, было добыто 30 чистокровных арабских скакунов и 9 кобыл, в том числе Сметанка, названный так из-за своей белизны. Кстати, белой масти лошадей не существует, есть только светло-серая, почти белая, так что крылатое выражение «на белом коне» не совсем верно. Сметанка стоил целое состояние, поэтому его с величайшей осторожностью более двух лет вели с Ближнего Востока, перекрасив в черный цвет (чтобы не вводить в искушение встреченных правителей, каждый из которых польстился бы на такого красавца) в сопровождении армии солдат. Увы, жеребца все-таки не уберегли, и он умер от простуды, едва добравшись до России. Зато успел дать потомство, которое и легло в основу рысистой породы, а в русском языке появилось новое слово — «рысак».
В мировой истории было много знаменитых лошадей. Один из них — Буцефал (Быкоголовый). По легенде, у этого гигантского скакуна было два сердца и очень крутой нрав.
Он не раз спасал жизнь своему хозяину Александру Македонскому, а в возрасте 30 лет пал в битве с индийцами. На месте гибели своего любимца в 326 году до нашей эры великий полководец основал город Александрия Буцефала.
Был любимый конь и у Петра I.
В июне 1698 года молодой Петр Алексеевич возвращался из Великого посольства (заграничного вояжа) и в окрестностях нынешней Риги увидел дивной красоты коня, которого купцы вели на продажу.
Царь немедленно выкупил жеребца. Дав ему странное для скакуна имя — Лизетта, Петр отправился к ближайшему кузнецу подковать коня. Однако предложенные мастером подковы не вызвали у царя доверия, он схватил одну из них, легко согнул и потребовал ковать новые, из более прочного металла. Кузнец принялся за работу, а когда получил в награду серебряный рубль, то легко согнул его пополам и бросил к ногам императора, попросив дать другие, более прочные монеты (явно намекая на золото). Петр Алексеевич, в хорошем расположении духа ценивший дерзкий юмор, расхохотался и бросил кузнецу весь свой кошелек. Лизетта изображен на многих портретах Петра Великого, и именно на этом коне мы видим императора в образе медного всадника.
СПРАВКА
Александр Хабургаев — журналист-натуралист, путешественник, автор и ведущий теле- и радиопередач о природе, животных и растениях: «Экологическая экспедиция РТР «Красная книга», «Зверский аппетит», «Заметки натуралиста» и многих других.