Педагог Эмилия Леонгард научила говорить тысячи детей нашей страны
Уже позже приходит осознание того, что неслышащего малыша не вылечишь и чтобы он не остался немым, его надо развивать: учить говорить, читать и понимать окружающих. Причем для этого надо приложить немало усилий и многому самому научиться.
И тогда на помощь приходят уникальные методики обучения глухих и слабослышащих детей. Таких методик в нашей стране сейчас четыре.
Создатель и автор одной из них — сурдопедагог, кандидат педагогических наук Эмилия Леонгард. Среди ее наград — медаль К. Д. Ушинского, вручаемая лучшим учителям страны...
Вопреки сложившейся традиции, когда с глухими свою судьбу чаще всего связывают те, у кого родственники или близкие не слышат, у Леонгард никого из таких людей не было. Когда она училась в школе, ее поразил рассказ любимой учительницы, которая присутствовала на экзамене в школе для глухих. Педагог была потрясена и восхищена тем, как глухие ученики читали наизусть пушкинского «Евгения Онегина»...
Этот неожиданный интерес стал ее судьбой на всю жизнь: отделение сурдопедагогики дефектологического факультета МГПИ им. В. И. Ленина (сейчас — университет), научные исследования, диссертация, работа в школе для глухих... Перечислять можно долго, но все это связано с обучением глухих устной речи.
Леонгард до сих пор помнит свой первый класс в школеинтернате глухих в Люблине, в которой она работала сурдопедагогом: двенадцать ее глухих детей-подготовишек не умели говорить, читать, писать, считать.
Обычному человеку невозможно представить, как «делать» речь тому, кто ее не слышит и не понимает. Когда на создание одногоединственного звука-слога маленькими шажками уходят недели, если не месяцы. И кропотливый каждодневный труд с утра до вечера с каждым глухим ребенком индивидуально.
— С глухим ребенком надо начинать работать с самого рождения, в худшем случае — лет с трех, — рассказывает Эмилия Ивановна. — А не спохватываться только в школе! Плюс ко всему многие родители просто не представляют, что делать! Этот постулат стал основой для перехода Леонгард из школы в лабораторию дошкольного воспитания НИИ дефектологии. В то время там был создан экспериментальный детский садик, в котором детей с раннего возраста учили говорить, писать и понимать, и где параллельно шла разработка разных методик обучения глухих дошкольников.
Именно эта лаборатория в 1965 году стала «матерью» методики Леонгард, главной идеей которой было не использовать при обучении жестовый язык глухих и дактильную азбуку, пока у ребенка не сформируется связанная речь в устной и письменной формах (дактиль — ручная азбука, когда буквы алфавита показываются пальцами. — «ВМ»). Причем основной упор делался на обучение слышащих родителей и работу с ними, а последнее в то время было редкостью. А ведь тогда, полвека назад, слышащие родители глухих детишек охотились за любой информацией о методике Леонгард: писали тонны писем, просили помощи, приезжали в Москву на консультации...
На этой волне родительской боли и отчаяния в 1968 году в четвертом номере журнала «Жизнь глухих» (сейчас — «В едином строю») появилась рубрика «Университет для родителей», которая существует и поныне! — Методики обучения глухих детей разные, и речь не идет о том, что надо использовать только мою. Я лишь говорю, что и по ней можно добиться успеха, — убеждена Эмилия Леонгард.
В конце концов в 1990 году Эмилия Ивановна создала свой «Центр Леонгард по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей, где она и сейчас президент. Является ведущим социологом факультета «Головной учебно-исследовательский и методологический центр профессиональной реабилитации лиц с ограничениями здоровья» при МГТУ им. Баумана. Попрежнему консультирует сурдопедагогов и родителей, пишет статьи, выступает с докладами на конференциях.
В этом году Эмилии Ивановне Леонгард исполнилось 80 лет.
Через ее сердце и душу прошли тысячи глухих детей. И до сих пор они — ее судьба. Она делает детей и их родителей счастливыми.