Журналист, телеведущий, режиссер Леонид Парфенов. / Фото: РИА Новости

Леонид Парфенов: Тема российской империи жива до сих пор

Общество

Причем настолько основательно и серьезно, что стал автором серии книг «Российская империя». На презентации книги, посвященной эпохи Екатерины II, нам и удалось пообщаться с автором.

- Леонид, расскажите, как появилась ваша книжная серия?

- Книжная серия называется «Российская империя», так же как и фильм, выходивший на НТВ. Странно было бы заниматься научно популярной литературой или, тем более, пытаться написать какой-то альтернативный учебник истории, поэтому наша задача создание исторического очерка с опорой на те точки, где еще можно почувствовать эманацию того или иного исторического места, показать какие-то конкретные сохранившиеся до наших дней детали. И вот эти телевизионные стендапы и выезды на места в книжном варианте были превращены в такие путеводители с указанием JPS -координат, расположением гостиниц и парковок. Дело в том, что во времена когда снимался фильм наши люди ездили за границу в основном на курорты, а вот такого познавательного туризма почти не было. Так что это книга предназначена для тех, кому любопытно понять из какого сора росла история. Наше дело - предложить и показать, а стоит туда ехать или нет, решать самому читателю.

- Насколько, на ваш взгляд, тема российской империи актуальна для сегодняшней журналистики?

- Журналистика может заниматься только тем, что по-прежнему живо, что вызывает спор. А тема российской империи жива, и с этим согласны как ее сторонники, так и ее противники. Для одних она ответ на проклятый русский вопрос «что делать?», а для других на проклятый русский вопрос «кто виноват?». Одни считают ее идеалом, другие утверждают, что именно от нее и пошли все наши напасти. А, значит, до сих пор тема империи остается предметом журналистики.

- Особо рьяные сторонники монархии говорят о ее восстановлении. Это по-вашему возможно?

- Восстанавливать монархию просто некому, преемственность утрачена. В сегодняшних реалиях, на мой взгляд, это может существовать только в каких-то номинально декоративных формах. Невозможно недооценивать уровень разрыва между царской Россией и сегодняшней. Монархия рухнула, и у нее не нашлось защитников. И поэтому гражданская война началась не летом 17-го, а только в конце 18-го года. Строй просто изжил себя, а того, кто опаздывает, история не ждет.

- Когда же, на ваш взгляд, ветер дул в паруса российской империи?

- Например, в 18 веке. Это было, если использовать термин Льва Гумилева время пасионарной вспышки в России. Весь запад хочет тут служить. Все здесь делают карьеру, приезжают на большие деньги и все здесь удается...

- Каково ваше отношение к выставке, посвященной 400-летию Дома Романовых?

- Я ее не видел, но со слов знакомых знаю, что она вся такая сусальная. Но для юбилейной выставки это нормально. На юбилеях не принято рассказывать, что вообще-то все закончилось не хорошо и династии уже без малого сто лет как не существует. И что такое 400-летие я просто не понимаю. Династия прожила 304 года. Так что уже в самом названии выставки содержится некое лукавство.

- Сейчас много говорится о создании нового учебника истории. Какой он должен на ваш взгляд?

- Главное, чтобы он не был скучным. Когда я читаю учебники, выходящие сегодня, становится понятно, что их пишут люди, не владеющие русским языком. Они употребляют скучные канцелярские обороты, из-за чего читать эти книги невозможно. Последний раз хорошим, смачным русским языком, который можно процитировать, книги по истории писались больше ста лет назад Ключевским. Поэтому люди узнают свою историю не из учебников, а из фильмов, романов и анекдотов. Так же я и против того, когда государство, исполнительная власть использует историю как ресурс, с помощью которого задним числом придумывает оправдания своим действиям. Это как у Михаила Андреевича Суслова - секретаря по идеологии, была картотека с цитатами на любой случай из Маркса или Ленина. И хочется, чтобы в учебнике было, по возможности, объективное, беспристрастное изложение истории, без каких-либо идеологических передергиваний.

- Недавно вышел первый том книги по истории России Бориса Акунина. И как он вам?

- Я еще толком не прочел. Отложил на новогодние каникулы, чтобы специально с чувством, с толком, с расстановкой почитать. Я получил от автора экземпляр, просмотрел по диагонали, понял тип организации: это текст как бы и не авторский. Акунин идет курсом историческим, но постоянно балансирует между компиляцией и цитированием различных источников. Теперь нужно внимательно вчитаться, чтобы понять насколько удачно он этот баланс соблюдает. Я понял, что на это нужна свободная неделя, которой еще у меня не было.

amp-next-page separator