Григорий Лепс: Не понимаю, какой вред я мог нанести экономике США

Общество
Мы представляем новую рубрику «Код Марголиса». В ней — откровенные и неформальные беседы известного музыкального критика и журналиста Михаила Марголиса со звездами шоу-бизнеса и кино. Ее открывает встреча с Григорием Лепсом. В текущем году певец выпустил новый альбом, увидел, как в его родном городе прошли Олимпийские игры, сохранил лидирующие позиции в отечественных чартах, провел, несмотря ни на что, большие гастроли в Украине, так и не стал въездным в Штаты.

Несколько дней назад ему исполнилось 52. Сразу после традиционного июльского сольного выступления в Москве и перед отъездом в мини-тур по прибалтийским шенгенским просторам певец дал интервью «Вечерней Москве».

- Отметить свой день рождения на сцене у тебя на сей раз не получилось. Из-за траура по погибшим в московской подземке ты на сутки отложил сольник в «Крокусе». Многие зрители в связи с переносом концерта сдали билеты?

- Порядка 120 человек. И еще несколько моих друзей не смогли прийти, поскольку улетали за границу. Но все, кто звонил мне в день рождения с поздравлениями, считали, что я поступил правильно. Как-то странно было бы петь в траурный вечер.

- А многие, к слову, звонили? Помнится, когда ты праздновал свое 50-летие, тебя спешили поздравить все. В неюбилейные даты приятели и коллеги к тебе столь же внимательны?

- Внимания хватает. Я попытался вечером в день рождения спеть несколько фраз в студии и не смог. Голос подсел от того, что с утра беспрерывно по телефону разговаривал.

[OBJ=Григорий Лепс - Я тебя не люблю]

- Украинская тема в твои отношения с друзьями не вмешалась? Все ли солидарны с твоими взглядами?

- С теми из них, кто живет в России, отношения не осложнились. А среди украинцев у меня есть пять-шесть близких людей. И с ними тоже никаких обострений, поскольку политическую ситуацию мы практически не обсуждаем. Что касается моей позиции по Украине — я абсолютно уверен в правоте российской стороны.

- Да, это ты уже заявлял в СМИ: «Я уважаю своего президента и все, что он делает, считаю правильным». Считаешь, это логика человека, живущего в демократическом обществе? Все решения и поступки президента априори хороши просто потому, что он президент?

- Скорее — да, чем нет. Но вообще фразу, которую ты процитировал, я произнес, отвечая конкретно на вопрос о Крыме.

- При этом в отличие от ряда российских артистов ты и после начала конфликта продолжил гастроли по Украине и прервал свой тур только в связи с трагическими событиями в Одессе. Чувствовал колебание настроений украинской публики?

- В залах — нет. Я честно делал свою работу, и люди были довольны! Они приходили слушать артиста, музыку, которая им нравятся. Спокойно отработал 21 концерт. Не выступил только в Донецке и Мариуполе. После событий в Одессе мне показалось, что это уже будут какие-то танцы на костях.Встречали меня везде по-доброму. Благодарили за приезд. Я был рад и немножко удивлен. Поскольку мысли-то перед туром появлялись о том, что могут звучать какие-нибудь провокационные фразы. Ну, несколько раз кричали из зала: «Слава Украине!» Я не знал: к чему это? Мне позже объяснили, что в ответ украинские патриоты говорят: «Героям слава!» Хотя я все равно не понял: в чем смысл такой речевки? Неделю в Киеве провел. Тоже все нормально. Никто меня не дергал. На Майдан я, правда, не заглядывал, а музыканты мои сходили посмотреть.

- Из кремлевских кабинетов тебе не звонили с рекомендациями отложить украинский тур?

- Нет. Это когда начались мои проблемы с Америкой (в октябре прошлого года Минфин США ввел санкции в отношении Григория Лепса и запретил певцу въезд в страну. — «ВМ»), мне однажды позвонили, посоветовали некоторое время вообще воздержаться от поездок за рубеж. Я проконсультировался с адвокатом Анатолием Кучереной, который занимался моим вопросом, и он тоже рекомендовал несколько месяцев Россию не покидать. Но вот на Новый год я выбрался в Стамбул, затем в Европу... Совсем недавно съездил на одно частное выступление в Париж — и никаких проблем не возникло. А Париж, конечно, прекрасен. Сейчас собираюсь немного отдохнуть, а затем снова концерты...

- Честно говоря, участившиеся в России «пожелания» отдельным лицам или сотрудникам определенных ведомств и целых отраслей «воздержаться» от загранпоездок настораживают и выглядят диковато. Не находишь?

- Как сказать… Это были рекомендации из лучших побуждений! Ну, были же случаи, когда людей арестовывали на границе, увозили. Американцы — ребята крепкие. Они возьмут, увезут, а потом разбирайся… Видимо, поэтому меня и просили временно воздержаться от поездок.Хотя я, естественно, до сих пор не понимаю, какой вред могу нанести экономике США? Если, как они говорят, я передавал кому-то в Штатах 10 тысяч долларов, тогда я в шоке от того, что наша русская мафия, наш «братский круг», имеет такой бюджет (смеется).

- Гриша, так существует все-таки «Братский круг»-то?

- Это нужно звонить в американское министерство финансов и уточнять. Там придумали такое кодовое название. Не понимаю — зачем? И этот «круг» продолжают расширять. Сейчас, кажется, депутат Делимханов в него попал.

- Ты с ним знаком?

- Лично нет.

- Но если без иронии, ты же весьма огорчился, узнав про этот запрет, и подчеркивал, что США — классная, интересная страна, где ты хотел бы и впредь бывать…

- Я и сейчас огорчен. Эта страна интересна мне как музыканту, прежде всего! Там многому можно было бы поучиться, но...

- А шум вокруг твоего дела затих, и ограничения с тебя не сняли. Что же дальше?

- Не знаю… Может, все останется так, как есть сейчас, и я уже никогда больше не поеду в Соединенные Штаты.

Грустно, но не смертельно! Это точно.

- Так делай что-нибудь?

- Что? Заполнить анкету, собрать документы, пойти в посольство и получить там очередной отказ? Есть ли в этом смысл? Было же отправлено официально письмо с просьбой объяснить, в чем меня все-таки обвиняют и на основании каких доказательств? Потом собрали петицию со ста тысячами подписей. Чтобы конгресс США рассмотрел мой вопрос. Но пока у меня есть только письмо (могу тебе копию прислать) с перечнем всяких запретов в отношении моей персоны. Мою старшую дочь вызывали к следователю ФБР. Она закончила школу актерского мастерства в Нью-Йорке.. Инга позвонила мне, спросила: что ей делать? Я ответил: надо идти. С ней очень культурно побеседовали. Тот самый следователь, который занимается моим вопросом. Ей посоветовали передать мне, чтобы я нанял адвоката, если хочу опротестовать их решение относительно моей кандидатуры. Но я не хочу тратить свои деньги на подобные судебные процедуры.

[OBJ=Григорий Лепс - Водопадом]

- У дочери, я полагаю, никаких осложнений в связи с твоим делом не возникло?

- Никаких. Она чувствует себя в США нормально. Ей продлили на полтора года американскую визу. Сейчас она пытается сниматься в небольших, малобюджетных фильмах.

- Прежде ты ведь устроил ее к одному из своих знакомых в Америке стажироваться по другому профилю?

- Да, около трех месяцев она работала у одного антикварного короля. Он объяснял ей премудрости своего бизнеса: как распознавать правильное полотно, чем одна гравюра отличается от другой и т. п.

- А твои младшие дети учились в Таиланде…

- Да, дети год проучились в отличном учебном заведении British International School. Сейчас мои дети продолжат учебу в Москве, в государственной школе с английским уклоном! Чему я рад. А в будущем свой основательный выбор они будут делать сами — где жить или учиться. Но, что бы они ни решили, постараюсь им помочь.

- Твой тайский дом до сих пор существует?

- Да, стоит. Еще не продал. Хочу это сделать, но пока не получается. Ведем мы там себя вполне пристойно. Никаких нарушений в Таиланде у нас нет. Я вообще такой человек, который, приходя в чужой дом, хозяев не ругает. Живу, как они считают правильным. Это их страна. Если мы будем вести себя вызывающе, то естественно, что любить нас там не будут.

- Ты не раз мне говорил, что если выступишь на открытии или закрытии Олимпиады в родном Сочи, то сочтешь сей момент венцом своей профессиональной карьеры. Не сложилось. Как ты это воспринял?

- Без обид на кого-либо.

- И у своих знакомых в президентской администрации или иных инсайдеров не попробовал узнать почему?

- Нет. Ни у кого. Ни у Константина Эрнста, ни у своих высокопоставленных знакомых. А когда посмотрел открытие, прикинул, что и места для меня в сценарии особо не было. Выступала Анна Нетребко. Видимо, певица такого уровня там была нужна. А нужен ли там был певец моего уровня — вопрос.

- Может, и тут могла сыграть роль история с «братским кругом»?

- Не думаю. Эта ситуация могла послужить, напротив, для того, чтобы включить меня в торжественную программу Олимпиады. Но ничего такого не произошло. Я выступил в Сочи в день закрытия Олимпиады на частном мероприятии.

- И мама твоя после Олимпиады обрела в Сочи новое жилье. Местные власти, таким образом, оценили твои заслуги перед городом?

- Нет. Я ей сам купил квартиру, не в новом доме, а, как говорится, с рук. Мне важно, чтобы она жила рядом с моей сестрой. Теперь они соседи.

- После своей «американской саги» ты и концертную программу, и новый альбом назвал «Гангстер №1». Ход сработал? Будешь и дальше эксплуатировать этот бренд?

- Бог его знает! Но смешной кич получился. Ключевую песню из «Гангстера №1» — «Господи, дай мне сил», я исполнять продолжаю. Отличное произведение господина Сергея Шнурова. Я, правда, добавил туда последнее четверостишие, чтобы стала понятнее моя позиция.

[OBJ=Григорий Лепс - Господи, дай мне сил!]

- Помимо сочинения Шнура у тебя в новом альбоме две кавер-версии известных песен Бориса Гребенщикова «Стаканы» и «Брат Никотин». Ты общался с БГ после записи, он как-то оценил твое исполнение?

- Добро на их использование Гребенщиков дал мне лично.Сказал, что песни и пишутся для того, чтобы их исполняли.После выхода альбома с ним еще не разговаривал. Но очень хотел бы узнать его реакцию на то, что у меня получилось.

- Создавая свой продюсерский центр, мне казалось, ты хотел выводить на орбиту новых артистов, с узнаваемым почерком. Но пока с открытием имен у тебя не очень складывается. Ты поддерживаешь пару молодых артистов, которые пока не «выстрелили», а твой продюсерский центр по сути стал концертным агентством, просто предлагающим комплекс развлекательных услуг?

- Моя команда, скажу тебе с абсолютной ответственностью, делает все, за что берется, на высшем уровне! И развлекательные услуги, как ты выражаешься, немаловажная составляющая заработка продюсерского центра! Это важно! А по поводу новых больших имен, скажу просто — быстро только кошки родятся. Уверен, что и Шариф, и Нико Неман проявят себя обязательно! Мы к этому стремимся.

- Может, тебе в жюри «Голоса» податься и взять под опеку кого-то из конкурсантов?

- Приглашали несколько раз, но я не участвую в таких мероприятиях. Не могу никого судить. Первому каналу готов чем угодно помогать. Я им обязан. У нас очень хорошие отношения. Но в жюри сидеть — не мое.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕСНИ ГРИГОРИЯ ЛЕПСА 

- «Натали»

- «Рюмка водки на столе»

- «Она не твоя» 

- «Я тебе не верю»

- «Лондон»

СПРАВКА

Григорий Викторович Лепс (настоящая фамилия Лепсверидзе) родился 16 июля 1962 года в городе Сочи. Окончил музыкальное училище по классу ударных инструментов. После службы в армии пел в ресторанах Сочи, играл в рок-группах. В 30 лет перебрался в Москву. В 1995 году выпустил свой первый альбом «Храни вас Бог», который быстро обрел популярность. В 2002 году получил первую премию «Шансон года» в номинации «Свой путь». В 2011 году указом президента РФ Дмитрия Медведева был удостоен звания «Заслуженный артист РФ». В марте 2014 года выпустил двенадцатый студийный альбом «Гангстер № 1».

ОБ АВТОРЕ

К работе в «Вечерней Москве» приступил Михаил Марголис — обладатель премий «Овация» и «Чартова дюжина», автор биографических книг о мэтрах отечественного рока.     

amp-next-page separator