Ученица колледжа предпринимательства № 11 Наталья Ускова за огранкой 57-гранного бриллианта. Наталья не сомневалась в выборе специальности, так как выросла в семье ювелиров и драгоценности ее привлекают лишь с профессиональной точки зрения / Фото: Антон Гердо

Студенты берут камни и отсекают все лишнее. Так рождаются бриллианты

Общество
Колледж предпринимательства № 11 — единственное в России государственное учебное учреждение среднего профессионального образования, где с 1969 года готовят огранщиков алмазов в бриллианты.

Обучение происходит только на природных алмазах. Принимают в колледж по результатам собеседования, в ходе которого выясняют мотивацию учащихся. Ведь чтобы гранить алмазы, недостаточно просто любить драгоценности с бриллиантами… — У нас в колледже обучают по двум специальностям — огранка алмазов в бриллианты и технология обработки алмазов, — рассказывает руководитель производственного отделения колледжа Светлана Попкова. — Наши выпускники умеют не только гранить алмазы, но и обрабатывать ювелирные вставки — так на профессиональном языке называются цветные драгоценные камни.

Вход в производственный цех защищен шлюзовой системой дверей — одну нельзя открыть, пока не закроется другая. Пока охранник проверяет документы, Светлана рассказывает нам о системе безопасности на предприятии: — Ведется строгий учет учебных материалов (таким прозаическим термином на профессиональном языке называют неограненные алмазы. - «ВМ»). Также у нас особые требования к одежде, касающиеся безопасности самих учащихся: например, девушки обязаны носить косынку, чтобы прическа не мешала работе.

Когда мы заходим в цех, становится понятно, о чем говорит Светлана. В несколько рядов стоят станки, издающие ровный гул: это со скоростью 2000 оборотов в минуту вращаются диски, на которые нанесен алмазный порошок. Об эту поверхность с помощью специальных приспособлений и гранятся алмазы.

— Алмаз можно огранить только с помощью другого алмаза, потому что алмаз — самый твердый минерал (по шкале твердости Мооса), — объясняет мастер производственного обучения Алексей Разбегаев. — Под каким углом наносятся грани на будущий бриллиант, определяют специальные параметры, закрепленные в ГОСТе. Дальше многое зависит от профессионализма, который приобретается в процессе обучения.

Самая распространенная форма, придаваемая бриллиантам, — это круглый бриллиант, который имеет 57 граней. Такие камешки чаще всего можно встретить в кольцах.

Круглые бриллианты — самые привлекательные и востребованные с тех пор, как их идеальные пропорции были рассчитаны ученым Марселем Толковским в начале XIX века. Всех женщин мира завораживает их блеск и игра.

Кстати, вопреки распространенному мифу, при огранке алмазов не образуется драгоценная пыль. Ведь алмазы — просто «куски» углерода, а углерод при нагревании превращается в углекислый газ и испаряется.

— Мастера производственного обучения учат ребят не просто гранить алмазы, но и достигать при этом идеальной огранки.

Неограненные природные алмазы для обучения колледжу предпринимательства № 11 предоставляет алмазообрабатывающая компания, и учащиеся колледжа получают гонорар за свою работу. Но главное, что проблем с трудоустройством у них нет — все выпускники устраиваются в отечественные и зарубежные ограночные и ювелирные компании. Зарплата у огранщиков сдельная и складывается из гонораров за количество обработанных камней.

…Девушка, склонившись над станком, превращает кусочек углерода в произведение искусства стоимостью в десятки тысяч долларов.

— Я выросла в семье ювелиров, — говорит студентка Наталья Ускова. При неизбежной цитате «бриллианты — лучшие друзья девушек» Наталья смеется: — Сейчас я смотрю на бриллианты только с профессиональной точки зрения. Если жених подарит мне кольцо с бриллиантом, я сразу начну рассматривать, как он огранен.

КСТАТИ

Увидеть работы студентов можно в Колледже предпринимательства № 11 (г. Москва) в Музее истории огранки алмазов. На примере их работ становится видно, что двух одинаковых камней в природе не бывает. Только кажется, что огранщик делает одну и ту же работу, но на самом деле каждый алмаз, превращаемый в бриллиант, — уникальное произведение искусства.

amp-next-page separator