Деревянная мозаика

Общество
Над Сретенкой время не властно. Как были здесь мастерские, так и остались. Здесь живет и Татьяна Горина, единственная женщина, владеющая техникой маркетри — искусством деревянной мозаики, зародившимся еще в Древнем Египте. Мастера вырезали в дешевой основе углубления и заполняли их вкраплениями древесины ценных пород, изощряясь в орнаментах.

Так из экономии возникло искусство. У хозяйки все неброско: самодельный стол, табуретки, стеллажи... Исключение — стены. Поразительной красоты панно в технике маркетри развешаны плотно, даже тесно. Я хочу получить ответ на давно интересующий вопрос: почему маркетри появилось в России лишь при Петре Первом? У нас же столько дерева! — Мы мебель украшали по-своему — резьбой. Петр увидел маркетри за границей, очаровался и отправил трех мастеров во Францию — учиться.

Слово «маркетри» означает «расчерчивать», но вообще оно сродни наборной мозаике.

— Татьяна, а что вы заканчивали? Абрамцевское художественное училище? Или Строгановку?

Хозяйка рассказывает историю самоучки. Ей было 40. Профессия — портниха. Подглядела, как работает брат-краснодеревщик. Загорелась. Со шпона, тонюсеньких пластиночек древесины, и началась ее вторая жизнь… Нашла себе применение в реставрационной мастерской Смирнова.

— Вот она, во дворике: из окошка видно! Тут и работала. А четыре года назад открыла свою школу. И представьте: большинству учеников — за 40! Хотя кое-кто из Строгановки: там технике маркетри не учат.

Что она сделала? Для души — несколько панно по мотивам картин Сальвадора Дали «Постоянство памяти» и «Христос». Еще делает кабинеты с полной отделкой, включая стены и потолки. Фасады мебельные. Панно. Столешницы шахматные. И все это — лишь при помощи фанерного ножа, лобзика и пары самодельных резаков из японской стали.

amp-next-page separator