Что только не придумывает хороший экскурсовод, лишь бы посетителям было интересно: меняет маршрут экскурсии, задает неожиданные вопросы для настройки на нужную волну. Ведь самое большое разочарование — когда посетители устают от прогулки по музею / Фото: Никита Смирнов

Экскурсовод: проводник, артист и укротитель

Общество
Настоящий экскурсовод — живая ходячая энциклопедия. В идеале — чародей, что разбудит в посетителе любовь и интерес к тому или иному произведению искусства, но бывает и хуже — усыпит, точно Морфей, и нагонит скуку. Кто они, эти проводники в мир культуры и искусства, как экскурсоводу идти в ногу со временем и новыми технологиями, чтобы самому не стать экспонатом в музее? Как заинтересовать поколение iPhone и iPad? Эти и другие проблемы «ВМ» обсудила с экспертами.

Каким должен быть настоящий экскурсовод и где научиться этому нелегкому делу, как проводить экскурсии с детьми и осадить слишком разговорчивого посетителя? Об этом и многом другом мы поговорили с участниками круглого стола. 

Недавно из Третьяковской галереи вывели учителя живописи, который проводил экскурсию для своих учеников. Кто виноват — разбираться не будем, у каждой стороны есть свои аргументы, но понятно — просто так экскурсоводом не становятся.

— Мы 25 лет готовим сотрудников музея. Кроме музееведческого направления дается культурологическое, историческое, краеведческое и социально-экономическое, — рассказывает старший преподаватель кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств Марина Самбур. — Мы готовим настоящих музейщиков, и каждый из них может провести экскурсию.

— Я всю жизнь проработала в Государственном литературном музее, и у нас всегда была особенность — не было экскурсоводов как таковых, — говорит заведующая сектором истории музея Елена Михайлова. — Экскурсии, как правило, водили те люди, которые создавали экспозицию. Никто так глубоко не знает, почему выставлен тот или иной экспонат. Но, как в любой работе, дело свое надо любить. Мало того — надо любить своего посетителя. Каждого. Любого.

ГОРИ И ЗАЖИГАЙ ДРУГИХ

Экскурсовод экскурсоводу рознь. Некоторые так устают от одной и той же темы, что ничего, кроме скуки, посетителям передать не могут.

— Когда два года назад я пришел в музей, мне сказали: «В принципе, экскурсоводы здесь не нужны. Музей сам за себя все расскажет». Оказалось, что это не так, — говорит директор департамента экскурсионных программ и службы приема одного из самых молодых музеев — Еврейского музея и центра толерантности Олег Меламед. — Экскурсий становится все больше, и видно, что сотрудники, и я в том числе, немного устают от постоянного воспроизведения фактов. Одно влечет за собой другое, и получается накатанная история. Что в таком случае делать? Проводить тематические экскурсии, раскрывать более подробно новые темы. Это помогает нам выйти за рамки обычных обзорных экскурсий.

— Нужно любить людей и настраиваться на их волну, почувствовать, пропустить через себя. Не просто, как робот: пошел, провел экскурсию и до свидания, — говорит Марина Самбур.

— В нашем музее тема не просто сложная, она трагическая. Мы особенно серьезно размышляем над тем, как можно преподнести эту тему, — объясняет методист по музейно-образовательной деятельности экскурсионного отдела Центрального музея Великой Отечественной войны Нина Гелашвили. — Чтобы с одной стороны не ранить, а с другой стороны — увлечь этой темой прежде всего молодое поколение. Поэтому у нас есть отдельные требования — побольше героизма.

— Я согласен с тем, что мы — актеры, артисты, — кивает Олег Меламед. — Если экскурсовод сам не горит, он не зажжет никого. Это искусство общения с человеком, который ничего не знает или, наоборот, знает много.

Марина Самбур считает, что нам не хватает живого общения. Интернет, телевизор… Пришли в музей, посмотрели и помахали ручкой.

— Не обязательно проводить экскурсию, как монолог: «Посмотрите налево, посмотрите направо». Можно порассуждать со своим посетителем, даже спросить его мнение, что он думает по этому поводу. Самый ужасный результат — когда посетители устают от экскурсовода.

УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВЫХ

Награда экскурсоводу — умный и внимательный посетитель. А если слишком умный, сыплет и сыплет вопросами, как быть? Марина Самбур предлагает отложить разговоры на потом.

— Можно сказать так: «Вопрос у вас замечательный, я обязательно на него отвечу, но после экскурсии». И таким образом его можно укротить. Другое дело, когда приходят дети — взбудораженные, потому что они шли, ехали на выставку, сидели в пробке в автобусе. Мы усаживаем ребят и задаем вопросы, не относящиеся к музею: «Как у вас настроение?» Дети в шоке. Потому что для них, если это музей, то что-то серьезное, назидательное. «Чем вы увлекаетесь?» От этих вопросов ребята мгновенно успокаиваются.

А еще в XXI веке экскурсоводом в помощь различные новинки. Например, 4D-кино.

— В самом начале экскурсии мы показываем 8-минутный фильм, где поливают водичкой, прыгают лягушки, комары, мошки, — объясняет Олег Меламед. — Создается совершенно волшебный мир. Откуда посетители выходят уже совершенно готовые к экскурсии. И дети, и взрослые получают эмоциональный заряд и выходят готовыми к дальнейшему общению.

— Есть еще один хороший способ, — подсказывает Елена Дмитриевна. — Когда приходят взбаламученные дети, один мой коллега из музея Серебряного века начинает читать им стихи. Проникновенно и глубоко.

— Детям надо объяснять простые вещи, — говорит Марина Самбур. — «В музее нельзя бегать». Почему? Не потому, что я такая вредная и не разрешаю вам бегать, нет, а «потому что от колебаний трясутся картины и опадает красочный слой, а это ни много ни мало XIX век. У вас родятся дети и куда они будут ходить?» И ребята все понимают.

КСТАТИ

В ближайшее время прилавки сувенирных магазинов музеев могут серьезно измениться — у Москвы появится свой собственный сувенирный стиль. Что нового? Например, шейные платки, чехлы для телефонов, сумки с изображениями достопримечательностей города, зонты, футболки, кружки, раскраски (детям предложат добавить цвета Кремлю или Большому театру, Арбату, Бульварному или Садовому кольцу), игры-конструкторы «Москва в спичечной коробке» и «Собор Василия Блаженного». Для активных посетителей музеев разработана игра-путеводитель по Москве «Прогулки из шкатулки.

Набор юного краеведа». Предполагается, что на первых порах торговать новыми сувенирами будут в Музее Москвы и Музее космонавтики. А дальше — зависит от успеха продукции.

ЦИФРА

13 процентов москвичей регулярно посещают музеи города (по данным за 2013 год). Самым популярным музеем остается ГМИИ имени А. С. Пушкина, «серебро» — у Третьяковской галереи, третье место занял Центральный дом художника.

amp-next-page separator