...И побежали «сороконожки»

Общество
Станции без архитектурных излишеств — это тоже наше метро.

Легенда гласит, что в столичной подземке есть свои «пятиэтажки». А экономия на строительстве станций помогла стране стать космической державой.

«Объекты культурного наследия», «памятники архитектуры мирового значения» — какие только высокие титулы не носят московские станции! Но есть типовые платформы метро, которые почти не запоминаются. Казалось бы, не первый раз проезжаешь мимо, а без вкрадчивого голоса автоматического диктора друг от друга их и не отличишь. Эти безликие станции появились во времена Хрущева: борьба с «архитектурными излишествами» шла и под землей.

— Станции с двумя рядами по двадцать колонн и кафельной облицовкой стен прозвали в народе «сороконожками», — рассказывает Константин Черкасский, директор народного музея метро. — Эта конструкция оказалась самой дешевой для строительства. Поэтому ее начали массово тиражировать. И побежали «сороконожки».

На этих станциях вы не встретите никаких арок. Барельефы и мозаичные панно беспощадно вымарывались из проектов архитекторов. Экономили на всем. Эти станции — своего рода памятник тому противоречивому хрущевскому времени: на чем-то сэкономили, зато что-то другое получили гениальное — например, освоение космоса.

Такие «сороконожки» есть на разных линиях подземки. От «Первомайской», которая, кстати, была первой «сороконожкой», до «Щелковской», от «Ленинского проспекта» до «Беляево», от «Войковской» до «Речного вокзала», от «Коломенской» до «Каховской», от «Перово» до «Новогиреево», от «Пролетарской» до «Рязанского проспекта»...

Строились станции быстро, но для архитекторов это была головная боль. При типовой конструкции очень сложно построить что-то оригинальное. А хотелось. Известный архитектор советского метро Нина Алешина вспоминала: каким образом только проектировщики не меняли колонны — и четырехгранники, и восьмигранники, и круглые, плитка — то ромбиком, то квадратиком, то шести угольником.

А пассажиры все повторяли: «Станции у вас все одинаковые!»

Однажды Нина Александровна заметила, что, попав на станцию, первый взгляд пассажиры бросают немножко вверх, на потолок.

«А потолки-то у всех «сороконожек» одинаковые!» — поняла архитектор.

— Когда велось строительство Таганского радиуса, стали уже немножечко играть с отделкой, — продолжает Константин Черкасский. — А когда строили ветку в сторону Орехова, технологии поменялись, на смену сборному железобетону пришел монолит, и мы получили замечательную станцию «Домодедовская», напоминающую салон самолета, прекрасный подземный дворец Снежной королевы — «Чертановскую».

А самый главный шедевр последних лет — станция метро «Волоколамская». Это единственная станция столичной подземки, выполненная в готическом стиле. Можно сказать, что зодчие наконец-то придумали, как сделать «сороконожки» нетипичными.

КСТАТИ

«Сороконожки», благодаря типовому проекту и недорогим материалам, строились так быстро, что иногда обгоняли границы города. Так, когда первые пассажиры вышли на станции «Проспект Вернадского», то увидели козу, которая была привязана к колышку и щипала на лугу траву. В то время этот район еще только начинал застраиваться.

ЦИФРА

76 бронзовых статуй рабочих, солдат и матросов украшают «Площадь Революции»  

amp-next-page separator