Оптимизм и чувство юмора помогают легче адаптироваться к возрасту / Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Искусство не стареть

Общество
Долгожительство - тема самая что ни на есть вечная. Секреты неугасающей молодости человечество пытается раскрыть веками. И, надо признать, ему это удается. По утверждению ученых, вот уже двести последних лет продолжительность жизни населения земли стремительно растет. И на сегодняшний день максимальный зафиксированный возраст человека составляет 122 года и 164 дня.

Согласитесь, дожить до ста лет — это здорово и очень даже немало. И вполне ведь реально! Особенный оптимизм внушают сегодня по этому поводу смелые утверждения ведущих геронтологов мира, что уровень 100 лет, характерный в XXI веке долгожителям, может стать в самое ближайшее время средней продолжительностью жизни населения планеты. При этом предел долгожительства может быть увеличен аж до 250 лет.

Хочется верить. Но, как известно, просто так ничего не дается, особенно дополнительные счастливые годы жизни. Здесь потрудиться придется. Причем не только сохраняя хорошую физическую форму, но и здоровый дух, а также позитивный во всех отношениях психологический настрой.

— Не стоит волноваться по поводу возрастного старения жителей планеты, — утверждает кандидат философских наук Светлана Демина. — Для эволюции нужны мудрые, имеющие многолетний опыт люди. Давно доказано, что в шестьдесят лет у многих открываются способности переработки своего опыта в новые знания, что дает возможность людям старшего поколения успешно развивать уже имеющиеся у них таланты и даже проявлять новые.

А тот самый эликсир вечной молодости, о котором тысячелетиями слагают легенды, на самом деле таится в нашем с вами организме. Конечно, биологическое старение организма никто не отменял. Но ведь проблемы здоровья отнюдь не всегда связаны с возрастом.

И возраст человека сегодня определяется не числом прожитых им лет. В наши дни эксперты все чаще говорят совсем о другом важном факторе долгожительства.

— Все зависит от личного настроя, в том числе и как мы принимаем свой возраст, — считает социолог Дмитрий Григорьянц. — Помните высказывание Омара Хайяма: «Упавший духом гибнет дважды». Очень точное! Люди, утратившие веру в себя, лишают себя очень многого. А вот понимание, что на любом периоде жизни можно и нужно дарить себе радости и открытия — это значит мудрость, помноженная на оптимизм. Обратите внимание: у тех, кто живет активно и полон энергии, здоровья много больше, чем у их сверстников, ведущих пассивный образ жизни. Последние, эдакие отдыхающие в статусе унылого ожидания, потерявшие интерес к тому, что происходит вокруг, просто не могут включить те резервы организма, которые у него еще есть. «Включить» должен мозг, точнее — образ мысли. Поверьте, многие проблемы старения можно решить, наведя порядок у себя в голове.

И правда: один просто принимает как данность свой зрелый возраст, другой оптимистично заявит, что проживает вторую молодость, а третий смиренно признает, тяжко вздыхая: «Я старый».

— Терпеть не могу слово «пожилая». В моем паспорте числится, что я родилась еще в прошлом веке, — заявляет моя семидесятипятилетняя соседка и лукаво добавляет: — Ты, кстати, моя дорогая, тоже! И что?! Я уже пожила? Нет уж, дудки! Не молодею я с годами, согласна. Но и о старости предпочитаю не задумываться. Где-нибудь что-то заболит, не сдаюсь. Лечу недуг. И иду по жизни дальше. Потому что твердо уверена: я еще не все пороги и овраги перешагнула. Да пусть даже черенки от очередных грабель в лоб прилетят! Будет еще о чем вспомнить… Со временем, много позже. А возраст... Знаешь, это всего лишь число.

Глядя на то, как моя соседка Светлана Михална рассекает по двору то с лопатой, то с грабельками, заботясь о цветах, посаженных ею у подъезда, а ее восьмидесятилетний муж каждое утро именно пробегает по два круга вокруг дома, понимаю: старость и старение — конечно, не одно и то же. Недавно прочла удивительное письмо, которое написал одной своей юной читательнице 75-летний Ян Ларри, автор известной книги «Необыкновенные приключения Карика и Вали»:

— Когда я был маленький, очень хотел прожить до ста лет. И сейчас хочу. Но теперь-то я уж знаю, что до ста лет каждый дурак может прожить, если он не курит, не пьет вино, хорошо учится, помогает старшим делать уборку квартиры, сам убирает за собой постель, сам чистит ботинки. И вообще все делает сам.

Такой проживет до ста лет, как говорится, не чихая. Но вопрос: а каким он будет в сто лет? Вот в нашем доме живет один долгожитель.

Ему не сто лет! И даже не 75, а всего 64. А он еле ноги волочит, идет — кряхтит, сидит — кряхтит, лежит — кряхтит. Ты представляешь, что будет с этим «кряхтелкиным» в 100 лет. И кому он будет нужен со своим кряхтением? Уж если кто хочет прожить сто лет — тот должен подумать о том, сумеет ли он быть чем-нибудь полезным людям... Дольше всех живут люди веселые, неунывающие, шагающие по жизни с песней. И, что самое важное, только те, кто любит трудиться, и кто с детства терпеть не может сидеть, ничего не делая, зевая и потягиваясь от лени.

Трудно с автором не согласиться, правда? Так что, как ни крути, быть долгожителем — это настоящее искусство, которому стоит поучиться. А еще — оптимизм и здоровое чувство юмора.

ФАКТ

Феномен Японии

В этой стране более 40 тысяч граждан перевалило за столетний рубеж. Причем, по прогнозам ООН, к 2050 году, если тенденция сохранится, в этой стране будет уже миллион таких граждан. Примечательно, что 86 процентов долгожителей в Стране восходящего солнца — женщины. Но самую длинную жизнь — 120 лет и 237 дней прожил японец Шигейчийо Изуми. Он родился в 1865-м в Асане и умер от воспаления легких в 1986 году.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Людмила Федотова, социальный психолог:

— Большое значение в правильном отношении к возрасту имеет то, какому типу личности принадлежит человек. Меланхолики склонны видеть в преклонном возрасте трагедию, перечеркивающую все жизненные планы. Люди флегматичного склада не увидят в грядущей старости повода для терзаний, поскольку привыкли воспринимать происходящее в свойственной им манере, то есть спокойно и без лишних эмоций.

Холерики, всегда дающие выход своим бурным чувствам, могут искать крайних и воевать со всем миром из-за того, что им в транспорте вдруг уступили место со словами: «Бабушка, присядьте! Вам же, наверное, тяжело стоять?» Сангвиники, что вполне ожидаемо, выход на пенсию из-за возраста вообще воспримут с энтузиазмом. Ведь это избавит их от утомительной необходимости изо дня в день ходить на работу, когда вокруг много других интересных дел, можно, например, прочесть новый детективный роман или отправиться в путешествие.

Успешная адаптация к «осени жизни» во многом зависит и от того, как на протяжении всех лет формировался человек, под влиянием каких обстоятельств складывался его характер, что легло в основу его духовных ценностей и внутренних установок. Например, творческим натурам, не мыслящим своей жизни без любимого дела, безусловно, легче адаптироваться к старости.

СПРАВКА

Москва постепенно становится городом долгожителей. Сегодня в Москве проживают 360 тысяч человек старше 80 лет и свыше 570 человек, перешагнувших столетний рубеж.    

amp-next-page separator