22 октября 1977 года. Магазин «Колбасы» на углу Солянского проезда и проезда Серова (ныне — Лубянского). В 1970-е годы за колбасой выстраивались очереди / Фото: Владимир Сергиенко / ТАСС

Вал «бумажной» импортной колбасы заставил вспомнить о мясной советской

Общество
«ВМ» продолжает серию публикаций об истории российской колбасы.

Девяностые годы прошлого века начались с талонов. Лишь в январе 1992-го, когда цены отпустили, колбасные прилавки моментально заполнились.

— Российские колбасы стали стоить примерно вчетверо дороже, чем еще в декабре 1991-го, поэтому продавались они очень плохо, — вспоминает технолог мясного производства Ирина Ануфриева. — К тому же нашу московскую колбасу стали обвинять во всех грехах. И туалетную бумагу в нее якобы добавляют, и крысиные хвосты, и вообще делают неизвестно из чего.

На этой волне из-за рубежа стали завозить колбасу импортную. Но вкус ее удивил.

— Сначала стали приходить сосиски для гриля в вакуумной упаковке, — рассказывает Ирина Ануфриева. — И многих тут же удивил их странный вкус. Мяса в нем совсем не чувствовалось.

Как выяснилось, высокие технологии позволяют использовать в колбасе не лучшее сырье. Мало того, на Западе вообще мясо высшего и даже первого сорта не принято пускать на колбасу, оно идет только в продажу! А в колбасный фарш шли растительный белок, крахмал, перемолотые хрящи, кожа — в общем, все то, что продать в натуральном виде и в розницу нереально.

Зато такая «колбаса» стоила в 2–3 раза дешевле российской.

— И как раз иностранцы очень высоко ценили именно наши колбасы, отдавая им должное при посещении СССР, а потом и России, — рассказывает Ирина Васильевна.

Впрочем, по ее словам, именно тогда, в 1990-е, московские мясокомбинаты и стали постепенно менять рецептуру и, как следствие, технологии приготовления колбасы.

— Покупательская способность упала очень серьезно.

Колбаса стала деликатесом, ее продажи резко упали, — вспоминает эксперт. — Чтобы увеличить продажи, пришлось снижать себестоимость, а значит, в фарше использовать меньше мяса. Начали активно вводиться ТУ — технические условия. Вкус продукта изменился.

Именно тогда, в 1990-е, и появилось понятие «колбасная ностальгия». И появились рассказы, как якобы кое-кто из бывших соотечественников наладил производство «старых советских» колбас по «тем самым» рецептурам. И они якобы имели огромный успех на Западе, особенно среди бывших соотечественников.

— На самом деле качественная российская колбаса была и в 1990-е. Все зависело от производителя и цены, — рассказывает эксперт. — Как ни странно, нам очень помог кризис 1998 года. Доллар вырос в четыре раза, и закупать мясную продукцию на Западе стало очень невыгодно. Популярность любой отечественной колбасы — и дешевой, и дорогой — резко поднялась. Правда, у нас появились проблемы с сырьем — пришлось срочно искать российское. Но в целом к концу 1990-х отечественная колбаса окончательно одолела импортную.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

amp-next-page separator