Первая страница газеты «Вечерняя Москва» от 20 марта 1938 года

Параллельная история метрополитена: о чем писала «Вечерка» много лет назад

Общество
«Спартаковская» и «Горьковская». О проектах этих станций метро «Вечерка» сообщила 20 марта: про первую — в 1938 году, про вторую — в 1976-м.

Сегодня ни того, ни другого названия на схеме метрополитена не найдешь. В свое время обе станции были благополучно построены. Просто «Спартаковскую» еще в процессе работы переименовали в «Бауманскую» и в нишах вместо фигур гладиаторов установили статуи красноармейцев и рабочих (открыли станцию в 1944 году). А «Горьковская» под исходным названием приняла первых пассажиров в 1979 году, но с 1990 года мы знаем ее как «Тверскую», коей она остается и по сей день.

Раб разрывает цепи

«Закончила работу комиссия экспертов, назначенная Народным комиссариатом тяжелой промышленности СССР для рассмотрения архитектурных проектов станций третьей очереди метро <…> По станции «Спартаковская» <…> рекомендован проект архитектора Б. М. Иофана.

Архитектурный образ станции автор связал с ее названием, посвятив станцию Спартаку, поднявшему факел восстания рабов против римского угнетения. Образ революционера античного мира связан с героикой нашей социалистической эпохи <…> В наземном павильоне станции «Спартаковская» автор запроектировал две скульптуры: раба, разорвавшего цепи, поднявшего меч и факел восстания, и скульптуру советских юноши и девушки, поднявших символ освобожденного труда и братства народов — серп и молот» (из «ВМ» 1938 г.).

Стройка рядом с трассой

«Горнопроходческие бригады СМУ № 7 Метростроя сегодня начали сооружение новой станции «Горьковская». В середине зала действующей станции «Пушкинская» пассажиры, вероятно, обратили внимание на широкие лестницы. В недалеком будущем, поднявшись по ним, можно будет совершить пересадку на станцию «Горьковская».

<…> Новый метровокзал сооружается на Горьковско-Замоскворецкой линии между станциями «Площадь Свердлова» (после 1990 года — «Театральная». — «ВМ») и «Маяковская». Метростроевцам предстоит под Пушкинской площадью разработать забои и возвести огромные чугунные залы рядом с действующей трассой, по которой проносятся поезда.

Пассажиры попадут на «Горьковскую» и прямо из вестибюля, открытого под новым редакционным зданием «Известий» (из «ВМ» 1976 г.).  

amp-next-page separator