Картина Васнецова «Летописец Нестор», 1919 год / Фото: Общественное достояние

Нестор Летописец: о чем рассказывал отец русской истории

Общество

9 ноября отмечают память преподобного Нестора Летописца. «ВМ» поясняет, почему его личности придают такое значение, называют «отцом русской истории».

«Откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть». Этими словами начинается вводная самой первой русской книги с попытками этнографического исследования происхождения и расселения славян, составленная иноком и иеродиаконом Киево-Печерского монастыря Нестором. В вводной части он проводит родословную народов от падения Вавилонской башни до вокняжения Игоря Рюриковича в Киеве.  

Историкам до сих пор неизвестно, как точно выглядел Нестор Летописец, почему он пришел в монастырь в 17 лет уже грамотным и в какой семье родился. Зато известно другое: все проведенные в монастыре годы Нестор, как мог, смиренно старался уподобиться святым в послушании и даже в «Повести временных лет», главном своем творении, часто упоминает свою «грешность» и «недостойность». Мало того, сама «Повесть временных  лет» не существует в виде отдельной сшитой книги, написанной неким автором Несто(или «е». — Прим. «ВМ»)ром до 1114 года (это год его смерти).

Она дошла до нас в в составе более поздних сводов: Лаврентьевской летописи (1377 года), Первой Новгородской летописи (XIV в.) и Ипатьевской летописи (XV в.). Предполагается, что Нестор использовал материал «Древнейшего свода» (IX в.), «Свода Никона» (70-е гг. XI в.) и «Начального свода» (1093–1095). В тексте очевидны переклички с византийской «Хроникой Георгия Амартолы». Достоверность и полнота писаний преподобного Нестора такова, что до сего дня к ним прибегают историки как к самому важному и достоверному источнику сведений о Древней Руси. Вместе с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой с деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима работа Нестора имеет фундаментальное значение для славянской культуры.

Считается, что именно с Нестора началась традиция монастырских летописных книг, куда подробно записывались события политики, экономики, природы, войны и торговые выезды, княжеские сражения, нашествие печенегов и татаро-моноголов и так далее до самого XVII века. 

Почтовая марка СССР, 1978 год. Первое упоминание о посылке вестей на Руси. Автопортрет летописца Нестора / Фото: Wikipedia / Общественное достояние

Но «Повесть» — не единственное сочинение Нестора. По крайней мере, именно ему приписывают «Чтение о жизни и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давыда», первый памятник русских (а не византийских или римских) житий святых. В изложении Нестора, брат Святополк, избавляясь от мешающих ему стать князем младших братьев, действует по наущению дьявола. «Чтение» начинается от сотворения мира, описывает всю ветхозаветную историю, а каждому поступку князей в ходе этой свары Нестор подобрал библейскую аналогию.

 Есть и третья книга Нестора. Вот она, вероятнее всего, действительно полностью написана им самим. Это «Житие Феодосия Печерского», наместника Киевского монастыря, к которому пришел в иноки Нестор. Автор своими глазами видел и смерть святого, и обретение его мощей в пещерах. Житие описывает также быт раннего периода существования Киево-Печерского монастыря, при этом монахи показаны вполне земными людьми, им порой трудно жить в соответствии с уставом монастыря. Некоторые иноки уступают своему игумену в трудолюбии, смирении и благочестии. Сама книга — один из первых образцов русской агиографии, но при этом динамична и лишена излишних рассуждений.

«В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания, — писал Нестор. — Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами». Так писал преподобный инок Нестор.

amp-next-page separator