Народный артист России Юрий Куклачев / Фото: Антон Гердо / Вечерняя Москва

Живу в счастье: известный клоун Юрий Куклачев отмечает юбилей

Общество
12 апреля исполняется 70 лет народному артисту России Юрию Куклачеву — самому известному в России, а может и во всем мире, клоуну — дрессировщику кошек. Корреспондент «Вечерки» пообщалась с основателем и бессменным художественным руководителем Театра кошек в Москве накануне его юбилея.

— Юрий Дмитриевич, а с чего началось ваше увлечение клоунадой?

— Мне было семь лет, когда ко мне подошел родной дядя и всерьез поинтересовался, выбрал ли я себе профессию.

Времени, мол, уже в обрез на подготовку к серьезной карьере. Поскольку в мой день рождения полетел в космос Юрий Гагарин, родственники надеялись, что я стану хотя бы летчиком. Я после того разговора всю ночь не спал, переживал, понимая, что летчиком быть не хочу.

А на следующий день и родственники, и знакомые смотрели по телевизору фильм с участием Чарли Чаплина. Я как-то случайно стал копировать заграничного комика. И вдруг мое окружение дружно засмеялось и зааплодировало мне… Тогда я твердо решил, что буду клоуном.

— А как в вашей жизни появились кошки?

— Уже выступая в цирке, я искал какую-то свою «изюминку». Приютив бездомного котенка, задумался над необычным номером. В итоге получился и номер, и целые представления. Я проработал в цирке 20 лет. Нигде в мире с кошками никто не выступал. И меня приглашали повсюду.

— Юрий Дмитриевич, как вы добиваетесь подчинения кошек без наказаний и принуждения?

— В нашей семье кошки появились раньше, чем собственные дети. И между всеми любовь делится одинаково. Не то что наказывать, нельзя даже делить кошек на любимых и нелюбимых. Иначе между ними начнется ревность. В 1985 году в Париже, в выставочном центре Порте-де-Версаль я впервые провел мои уроки доброты для детей, показывал, как занимаюсь с кошками, как делаю свои номера. Успех был такой, что даже Жак Ширак, в то время бывший мэром Парижа, лично меня благодарил. Уроки доброты наряду со спектаклями входят в нашу театральную программу.

— А как вы создали театр?

— В 90-е годы люди перестали ходить в кино. И нам дали это замечательное помещение на Кутузовском проспекте, где раньше размещался кинотеатр «Призыв». Годы были непростые.

Несколько раз нас пытались сжечь бандиты. Я тогда заколотил окна фанерой и уехал на восемь месяцев за границу к друзьям. Проблемы решал с помощью городских властей. И в конце концов мой театр стал государственным. Сейчас в его репертуаре десять спектаклей.

Здесь работают два моих сына и дочь. У каждого свои представления. Скоро к нам присоединится и мой старший внук Никита, ему уже 18 лет.

— Ваша жизнь вся занята работой или остается время и для себя?

— Конечно, свободного времени мало. Но успеваю радоваться своему уютному саду-огороду возле дома в деревне. Восемь соток земли, когда-то они копейки стоили. Солженицын мне это место показал. Земляничка у меня там растет, кусты малинки недавно подкупил.

Соседи делятся саженцами помидоров, огурцов, а я их прямо в открытый грунт сажаю. Все растет великолепно. Приезжаю с гастролей, а там помидоры гроздьями висят уже и огурцы, как слоны, вырастают! Еще не могу обойтись без леса.

Я ведь в деревне родился. На велосипеде с удовольствием катаюсь по укромным лесным тропинкам. А море в последнее время полюбил Средиземное. Когда с внуками выезжаем на отдых, я дольше всех купаюсь. Могу часа два просто лежать на волнах.

— Вы счастливый человек, Юрий Дмитриевич?

— Я живу в счастье. Меня любят: жена Лена, с которой мы 50 лет вместе, дети — и мои, и зрители. Я иду по улице, а мне чуть ли не каждый говорит: «Здрасте!» Многие мои коллеги этого счастья не понимают.

— А если обниматься к вам полезут?

— Да с удовольствием, радуюсь! Есть у нас немало звезд, которые свысока взирают. А я никогда не был «звездинским», не болел этой болезнью. Меня люди никогда не утомляют. Каждый человек по-своему интересен.

— А женщины к вам интерес проявляли?

— Всегда. Я активный, здоровый. В любой ситуации мужчина может, так сказать… Но у него есть одно святое понятие о той, с кем он связал свою жизнь. Что бы ни было, он возвращается к ней и понимает, что она лучше всех. Я так и думаю, что моя Лена лучше всех. Даже не надо дергаться, чтобы что-то менять.

— Вы не выглядите на свой возраст.

— Вот моя жена меня и омолаживает. И еще, конечно, зрители. Я дарю им радость, а они мне возвращают ее со своей любовью и говорят: «Спасибо».

СПРАВКА

Юрий Дмитриевич Куклачев родился 12 апреля 1949 года в селе Подрезково Химкинского района Московской области. Семь лет пытался поступить в цирковое училище, но безуспешно. Получил профессию печатника и работал в типографии «Молодая гвардия», пока в 1967 году все-таки не поступил в Государственное училище циркового и эстрадного искусства. Был артистом Союзгосцирка до 1990 года, пока не открыл свой Театр кошек.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Юрий Куклачев утверждает: на кошачьих мордочках можно разглядеть 34 различных выражения. Клоун убежден, что кошек невозможно обмануть и они очень глубоко видят человека — больше, чем многие себе представляют.

amp-next-page separator