Модный вердикт: Какой стиль предпочитает молодежь столицы
Типичный молодой москвич носит укороченные зауженные штаны. Его голые щиколотки, неприкрытые яркими носками, так и мелькают над мощеными столичными тротуарами.
А еще он любит массивные кроссовки, большие кофты с капюшоном, футболки с принтами и жакеты не по размеру. Модные пристрастия юной москвички практически ничем не отличаются: та же спортивная обувь, объемные пиджаки и те же короткие штанины, из под которых торчат щиколотки. В модных молодежных гардеробах — как мужских, так и женских — обязательно найдутся «недоджинсы», спортивные штаны, худи, бомберы и майки-алкоголички, «подсмотренные» в СССР. Старый добрый унисекс, появившийся в моде в 60-х годах XX века, к 2019-му распространился по улицам столицы, как вирус. Парни наравне с девушками ходят в сильно обтягивающих брючатах, в кардиганах до колен, а слабый пол вслед за сильным надевает грубые рубашки и брюки в стиле милитари. Мускулинность женской моды и феминизация мужской — два тренда, которым эксперты предсказывают долгую жизнь. И если первый не воспринимается как нечто дисгармоничное, то второй — очень даже.
— Я думаю, что феминизация мужской моды будет продолжаться, — говорит дизайнер Яна Надзвецкая. — Судя по тому, что мода в России, в конце концов, всегда повторяет европейскую и американскую, недолго и до мужских платьев и юбок. Прецеденты в Москве уже есть.
Я и сама осенью попробовала снять fashionисторию с участием парней. Удивительно, но все подумали, что я специально сделала коллекцию для мужчин. Хотя я просто надела на парня-модель женскую одежду. Не платья и юбки, а брюки, свитшоты, джемперы и бомберы, но кто знает, куда это приведет. Эксперимент понравился не только мне, но и мужской части социальных сетей.
Такое одобрение 20–30 лет назад даже в молодежной среде казалось бы дикостью. Да, в 90-х, как и сейчас, подворачивали джинсы и брюки-бананы, но чтоб парни всерьез допускали в своем гардеробе платья... Сегодня обрезные или подвернутые штаны — при всем многообразии «бесполых» деталей гардероба — квинтэссенция молодежной городской моды. Без них стиль casual, остающийся на протяжении последней пары лет «королем улиц», ущербен. Дизайнер Ольга Стопычева справедливо замечает: укороченные брючки акцентируют внимание на стройных ножках и, открывая щиколотку, делают образ изящным и легким. Но как насчет сильной половины человечества? Если вспомнить, что мода — это язык общения с миром, знак и посыл, то что хотят сказать юноши, сверкая лодыжками? Подчеркивают изящество? — Сильная половина человечества доказывает, что не хуже разбирается в современной моде, чем женщины, — предполагает Стопычева.
У ее коллеги Яны Надзвецкой другая точка зрения: абстрагируясь от «гендерных мотиваций», дизайнер говорит о бунте, граничащем с саботажем.
— Поколение Z бунтует, как все предыдущие,— поясняет она свою позицию. — Но оно прагматичное и бунтует прагматично. Оно поставило все с ног на голову, поменяло все пристрастия, всю свою жизнь. Оно не конфликтует отчаянно с родителями, а снисходительно посмеивается над ними. Поколение Z, само того не осознавая, разрушило привычный генетический код родителей. Кажется, молодежи плевать, во что она одета — чем хуже, тем лучше. Поколение Z чаще передвигается на роликах, самокатах, велосипедах или такси. Они фрилансеры по занятости и по сути. Они не открытые бунтари, а скорее, скрытые саботажники социальной жизни. Они заняты сами собой. Точное определение: самозанятые — в прямом и переносном смысле.
— Голые щиколотки — это поколение! — поддерживает стилист Анастасия Слабунова. — Молодежь всегда выхватывает одну тенденцию и затирает ее до дыр. В 70-х клеш, сейчас укороченные штанишки. Типа мало, выросли, бедные. «Запачканные» кроссовки, «заношенные» вещи — это модно у поколения инстаграм: сфоткай меня, как будто я крутой. Но голые щиколотки когда-нибудь уйдут в историю. Этот виток моды тянется от хипстеров, которых уже все позабыли. А молодежь придумает для себя что-то новое. Они — поклонники вирусной рекламы, вирусных роликов и вирусной моды.
К слову, конкуренцию «неодетым» лодыжкам, именно в мужской городской моде, уже составляют цветные носки, в том числе с узором (полоска, горох, «огурцы», смешные рожицы).
Даже звездные селебрити мельтешат на экранах и вечеринках яркими полосками между обувью и брюками. Еще одна сугубо женская одежка перекочевала в гардероб сильного пола.
А вот с лосинами — сильно обтягивающими штанами — случилось наоборот. Изначально они были одеждой для сильного пола. Было дело, их носили средневековые европейцы, солдаты Петровской реформированной армии, гусары. И никто при виде мужчин в «обтягонах» за сердце не хватался. Но женщины забрали лосины себе. И сейчас парни в них — самые радикальные «саботажники» социума. Вот кто заставляет людей постарше хвататься за сердце.
Принять и простить такое!? — Обтягивающие мужские штаны — это «усиленная» версия итальянский моды на укороченные брюки по фигуре, — рассказывает Слабунова. — Это явный перебор, экстрим на грани фола.
— А мне кажется, что мужчинам можно позволить носить лосины, но только не надо делать из обтянутости фетиш и демонстрацию, — оппонирует дизайнер Ольга Стопычева.
Если копнуть в строну психологии, опасаться массового «облипона» на улицах города не стоит. Во-первых, по словам стилистов, эта мода снова уходит в прошлое, а во-вторых, лосины для мужского пола — это некомфортно. А современной молодежи комфорт очень и очень важен. Посмотрите, например, что делается со шнурками. Молодые москвичи либо не утруждают себя завязыванием шнурков вообще, либо выбирают обувь без шнурков или с их имитацией. Эксперты выяснили, что 80 процентов детей старшего дошкольного возраста не умеют завязывать шнурки, хотя этот навык должен быть освоен к 4 годам. Современные боты — все больше на молниях и липучках, а шнурки — лишь украшение. Даже если они есть, то сбоку у ботинка обязательно прячется запасной вариант — молния. Необходимость учить детей завязывать шнурки отпала как таковая.
Жизнь пульсирует на дне стакана с кофе
Вся Москва пестрит картонными кофейными стаканчиками. Они стали модным аксессуаром. Опросив экспертов, «ВМ» сформулировала основные тезисы «философии картонного стаканчика».
— Картонные стаканчики — столичная фишка, перенятая из Америки. Это новая городская привычка, на формирование которой повлияли американские фильмы, где герои не выпускают из рук бумажные стаканчики с кофе.
— В Европе пить кофе на ходу — скорее атрибут невезучести: если у человека нет времени посидеть в кафе, не очень-то удалась его жизнь.
— Кофейный стаканчик в руках — деталь «делового» имиджа. Ты — мобильный, современный, техничный, молодой и активный, ты — в моде! Ты идешь со стаканчиком, значит, у тебя много дел, ты экономишь время. «Пить кофе в кофейне нет времени, я много работаю, учусь, я активен». В бумажном стаканчике словно пульсирует городская жизнь.
— Стаканчик кофе — новая модная деталь фото для селфи.
— Беда в том, что кофе стал как газированная вода за копеечку из советских аппаратов. Нарушен кофейный ритуал, когда ароматный хороший напиток пили в кофейнях за разговорами.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Рощин, социолог:
— В молодежном городском стиле культивируются небрежность и обезличивающий унисекс. Еще капюшон на голову молодежь любит набросить, чтобы лица не было видно. Я бы назвал этот стиль асексуальным. Это поветрие — отказ от гендерных различий — обозначается многими социологическими опросами не только у нас, но и во всем мире. В мире падает интерес полов друг к другу. Если раньше вокруг него все крутилось, то сейчас очень много молодых людей заявляют о потере интереса к интимным отношениям как таковым. Скорее всего, это такой природный глубинный ответ на перенаселение планеты. Может быть, это некая реакция на уменьшение ресурсов или неосознанная реакция на скученность в больших городах. Людей очень много, и как бы включается такой механизм, когда люди даже не замечают друг друга. Они, условно говоря, сами на себя надевают некую паранджу. Молодежь как бы стремится погасить друг в друге сексуальные сигналы. Как можно меньше гендерных различий, не показывать лицо, все бесформенное! Те же кофейные стаканчики — нечто вроде сигнала «я не по этому делу, если что, можем просто попить вместе кофе».
«И на большее ты не рассчитывай», как пелось в старой песне. И получается, что в такой среде одинаковых людей в униформе девушка, одевшаяся подчеркнуто сексуально — миниюбка, шпилька, яркая помада, — чувствует себя не в своей тарелке и выглядит странно. Кроме того, в уличной одежде мы почти не видим красного цвета. А красный — это знак активности и боевой жизненной позиции. Значит, мы наблюдаем еще и апатию.
Думаю, постепенно все изменится. Подуют новые ветра, и мы получим молодых энергичных людей, которые носят одежду с ярким появлением гендерных признаков и проявляют себя. Если в экономике что-нибудь изменится, изменится и мода. В этом плане я марксист. А пока не меняется, так все и будет стагнировать.
Елена Ярикова, психолог:
— Знаете, ничего в мире не меняется. Все новое — хорошо забытое старое. Молодежь все время искала что-то новенькое, выходящее за рамки привычного. Это нормально. Пусть — это метод выделиться из толпы, или найти себя, или высказать протест. Дело ведь не в том, во что одеты люди, а что они хотят этим сказать. Если манера одеваться — метод поиска и проявления себя — это одно, но если фанатизм — только так и не иначе, — это другое.
Взрослые забыли, какими они были в молодости и начинают навязывать свои правила, в том числе и в одежде. Так и хочется сказать: люди, не будьте ханжами. Умейте принимать, понимать. Дайте своим детям возможность «переболеть». Причем чем раньше, тем лучше. Пусть ищут. Только так можно найти истину и набраться опыта. Поэтому если перед вами молодой человек в одежде, не соответствующей вашим представлениям о ней, просто поговорите с ним, дайте ему возможность показать себя, возможно, вы очень удивитесь его воспитанию и кругозору. Я всегда заступаюсь за молодежь. Прекрасные у нас ребята и девушки. Конечно, есть процент не очень успешных, не очень воспитанных, не очень образованных, даже психически больных.
Но они были всегда, в любые времена. Мир не стоит на месте, все изобретается, совершенствуется — и в этом заслуга молодежи в том числе! А потом молодость — это дело, как известно, поправимое, постареть всем придется. Хочу сказать, что наша экономическая политика экономит на молодежи. Не у всех есть возможность посещать клубы, спорткомплексы, не все могут путешествовать, ходить в театры, поэтому развлекают себя как могут. Но это уже вопрос не к ним.
КСТАТИ
Если из женской моды укороченные брюки не выходят практически никогда, то в мужской, говорят профессионалы, они появляются периодически. Причем размышляя о том, откуда современная мода взяла тягу к коротким штанам, некоторые стилисты тычут пальцами в одиозного молодого дизайнера Гошу Рубчинского, который в своих мужских коллекциях явно злоупотребляет укороченными штанцами. О его, кстати очень популярных в Европе, моделях певица Монеточка поет «за такие баблища такое д...ще». Как бы там ни было, но Майкл Джексон блистал в своих знаменитых коротких брюках еще в 80-х.