Шуйская «Одигитрия»
В этот особенный для Шуи день, 15 ноября, в Воскресенском храме ежегодно совершается праздничное богослужение и малый Крестный ход. После того, как в 1654 году город чудесным образом избавился от свирепствовавшей в нём целых два месяца страшной моровой язвы. Тогда-то и была написана икона Смоленской Божией матери, испокон веков считавшейся спасительницей русских людей от всяких бед. Впоследствии она получила название Шуйской.
РАДУЙСЯ, ОДИГИТРИЕ!
Шуйская-Смоленская икона Божьей Матери относится к типу «Одигитрия», что значит «Путеводительница» - из тех знаменитых образов, что принадлежат кисти евангелиста Луки и написаны были им еще при жизни Пресвятой Богородицы. Как считает святитель Димитрий Ростовский, смоленская икона предназначалась антиохийскому правителю Феофилу. Позднее её из Антиохии перевезли в Иерусалим, а оттуда - в Константинополь, где поставили для поклонения во Влахернском храме.
Греческий император Константин IХ Мономах, выдавая в 1046 году свою дочь за сына Ярослава Мудрого, князя Всеволода Ярославича, благословил её именно этой иконой. А после смерти князя образ перешёл к его сыну Владимиру Мономаху и в начале XII века был выставлен в Смоленской соборной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Тогда к ее названию — Одигитрия, прибавилось еще одно — Смоленская.
В 1398 году (Смоленск тогда находился во владении у литовских князей) дочь князя Витовта София, отданная замуж в Москву — за князя Василия Димитриевича, увезла с собой и чудотворный образ, разместив его в Благовещенском соборе Кремля. А в 1456 году его торжественно, с крестным ходом возвратили в Смоленск. В Москве тем временем оставались две точные копии: одна — в Благовещенском соборе, а другая — в Новодевичьем монастыре, устроенном в честь возвращения Смоленска России. Примечательно, что монастырь построили на Девичьем поле — том самом, откуда совсем недавно икону провожали из Москвы...
В 1602-м с чудотворного образа сделали еще один список, впоследствии появились и другие. С какого из них в 1654-1655 годах писал икону шуйский иконописец, теперь уже вряд ли можно узнать. Зато известно, что первое чудо произошло, когда она еще даже не была закончена.
После того, как мастер Герасим Иконников, нанёс на иконную доску прорись (контур рисунка), на следующий день обнаружилось, что положение маленького Христа относительно Богоматери изменилось. Оно не было идентично оригинальному изображению на Смоленской иконе: правую ногу Богомладенец поставил на колено левой, а свиток поднес к самому лицу Пречистой Девы. Изумившись такой «ошибке», художник исправил её, но наутро всё повторилось. Более трогать прорись мастер не стал, полагаясь на Промысел Божий.
ШУЙСКИЙ ОБРАЗ
Икона писалась неделю, в продолжение которой в храме совершались ежедневные богослужения. Когда же работа была закончена, священники, облачившись в ризы, со свечами и кадилами, в сопровождении народа отправились к дому иконописца, приняли у него образ и крестным ходом отнесли в Воскресенскую церковь. Когда икону поставили на предназначенное ей место, от неё вдруг начал исходить необычайно яркий свет. Пространство вокруг озарилось. После этого, как пишет Евлампий Правдин, «народ стал приносить сребренники, кто сколько мог, на украшение новонаписанной святой иконы, возложивши всю свою надежду на Бога и на Пречистую Его Матерь»...
Через некоторое время моровая язва начала отступать — сперва исцелились больные, жившие в окрестностях церкви, а затем и все шуйские жители. А вот сам иконописец Герасим Иконников оказался в числе умерших вместе с семьей, родителями и братьями. Впрочем, успев перед этим принять пострижение в монашескую схиму, исповедоваться и причаститься Святых Тайн. В такой христианской кончине мастера со всем его домом народ увидел знак великой милости к нему Пресвятой Богородицы.
Но чудотворения после этого не прекратились. К примеру, в промежуток между 16 апреля 1666 года до 7 октября 1667 года от иконы совершилось 85 чудесных исцелений, всего же к 1800 году было подробно описано 109. Большинство — от слепоты и болезней глаз (всего 36), а также различных душевных и умственных расстройств, в том числе одержимости. Люди навсегда избавлялись от болезней ног (12) и рук (4), расслабленности (11), различных заболеваний внутренних органов (10) и головы (6), трое глухих начали слышать, один прихожанин излечился от болей в спине и один — от зубной боли. Многочисленные чудеса произошли во время празднования Смоленской иконы 28 июля 1666 года.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Донесение о происходящих в Шуе чудотворениях тут же было отправлено царю Алексею Михайловичу. А уже через год — в 1667-м, патриарх Иоасаф повелел архиепископу Суздальскому и Торусскому Стефану ехать в Шую для свидетельствования истинности происходящих от Смоленского образа чудес.
Архиепископ прибыл в город 27 июля — накануне дня празднования иконе. Его сопровождали настоятели шести крупнейших монастырей. Они отслужили в Воскресенской церкви всенощное бдение, совершили Божественную Литургию и праздничный молебен, после чего взяли письменные свидетельства о чудотворениях и, заверив их подписями, отправили в Москву с комментариями для патриарха.
Церковное прославление образа, получившего название Смоленского-Шуйского, назначили на 15 ноября (по н.с.). Тогда же и сам Воскресенская церковь из приходской сделалась соборной. Позднее священник Евлампий Правдин перевел старинные рукописи и издал «Сказание о чудесах, бывших от Шуйско-Смоленской иконы Божией Матери».
В 1922 году чудотворная Шуйская икона Пресвятой Богородицы была из храма изъята, и с тех пор сведений о её местонахождении нет.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою «Шуйская-Смоленская» К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в несчастиих защитит? Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице и Мати Бога моего. Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене грешнаго, Царице Небесная! Научи мене исполняти волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовати Его святым заповедем. За мой ропот в болезнях, трудах и несчастиях не отступи от мене, но буди Материю и Покровительницею мене малодушнаго, Царице моя Преблагая, Заступнице Усердная! Твоим ходатайством прегрешения моя покрый, от видимых и невидимых врагов защити, сердца враждующих против мене смягчи и Христовою любовию согрей их. Мне же немощному даруй Твою всесильную помощь победити моя греховныя привычки, дабы, очищенный покаянием и последующею добродетельною жизнию, в общении со Святою Церковью провел остальныя дни земнаго странствия. Предстани мне, Надеждо всех христиан, в час кончины моея и подкрепи мою веру в смертный тяжкий час. Вознеси за мене, многопрегрешающаго в жизни сей, Твоя всесильныя молитвы по отшествии моем, да оправдает мене Господь и соделает причастником Его бесконечных радостей. Аминь.