На фото: генеральный директор кинокомпании «Небо» Иракли Родоная, Леван Когуашвили, Элисо Сулакаури, Тинатин Квиникадзе

Леван Когуашвили: «Мне нравится быть грузином и жить в Тбилиси»

Общество
На Московском кинофестивале грузинский режиссер Леван Когуашвили был членом жюри основного конкурса и режиссером фильма «Слепые свидания», который оставил очень приятное впечатление на зрителей.

На премьеру картины пришел продюсер Резо Гигинеишвили, Никита Михалков с супругой Татьяной Михалковой и жена режиссера Надежда Михалкова. Этой осенью «Слепые свидания» выйдут в российский прокат. Леван Когуашвили со сцены кинотеатра «Октябрь» поблагодарил своего учителя – Марлена Хуциева за все то многое, что он ему дал.

В интервью «Вечерней Москве» Леван Когуашвили рассказывает о связи российского кино и грузинского, о своих учителях и друзьях, среди которых великий Отар Иоселиани, и объясняет – почему после учебы во ВГИКе и в Америке он вернулся в родной Тбилиси.

- Леван, во время своего приезда в Москву вы общаетесь с Марленом Хуциевым?

- К сожалению, давно не встречались. Как только приехал в Москву, чтобы работать в жюри Московского кинофестиваля, позвонил своему учителю Марлену Мартыновичу, но мне сказали, что он не очень хорошо себя чувствует. Хотел пригласить его на премьеру своего фильма «Слепые свидания». Очень люблю Марлена Хуцива.

- Чему вас научил Марлен Мартынович как режиссера, как человека?

- Во-первых, Марлен Хуциев – великий режиссер, и его картина «Был месяц май» - шедевр мирового кино. То, что он мастер, чувствовалось во всем – и в его отношении к литературе, и в выборе материала, и в художественном вкусе, в том, как он нас учил. Благодаря Хуциеву я поверил в свои силы, а это очень важно для начинающего режиссера. Тем более, поступил на режиссерский факультет ВГИКа я случайно. До этого работал на Первом Независимом Русском телевидении, и ездил в качестве репортера по «горячим точкам», и на основании этого опыта мне захотелось попробовать себя в режиссуре. Грузинский режиссер Эльдар Шенгелая порекомендовал во ВГИКе мастерскую Марлена Хуциева как самую лучшую, но когда я пришел к Хуциеву, у него уже был второй курс, и я стал посещать занятия в качестве вольнослушателя. Можно сказать, Марлен Мартынович приютил меня, а поскольку я очень старался, и делал все не хуже других студентов, что меня зачислили в официальны студенты и выдали диплом ВГИКа. На нашем курсе учились хорошие ребята: Бакур Бакурадзе, Артем Михалков, Илья Хржановский. Благодаря учителю я нашел свое призвание.

- После учебы во ВГИКе вы стажировались и работали в США несколько лет. Нет ли у вас желания снять картину, в котором бы вы сравнили три страны – Грузию, Россию и США?

- Жизнь и учеба в Москве и в Нью-Йорке – это огромный опыт во всех отношениях. Обе страны мне дали очень много, так много, что сравнить, какая из них больше, не могу. Мое место в Грузии, где я живу и работаю. Грузия всегда была более открытой страной, чем другие. Расположенная на стыке культур, впитывая все хорошее, что есть у других стран, но при этом создавая свое, уникальное, - этим отличается Грузия. Мне нравится быть грузином и жить в Грузии. Как режиссер, я бы не сумел снять хороший американский фильм, потому что настолько хорошо не знаю культуру Америки. Для меня необходимо чувствовать героев, материал, актеров на генном уровне.

- Отар Иоселиани, живя в Париже, снимает грузинское кино. Вы не общались с Отаром Давидовичем?

- Отар Иоселиани – мой друг. Он смотрел все мои фильмы, и его мнение для меня очень важно. Познакомились мы с Отаром Давидовичем на улице одного немецкого города, где проходил кинофестиваль, и стали говорить о грузинской литературе. После этого Иоселиани заявил, что придет завтра смотреть мой фильм «Прогульщики», предупредив: «Если не понравится - берегись!». После фильма мы с Отаром Давидовичем прогуляли весь день, переходя из одного ресторана в другой. С тех пор мы стали друзьями.

- Иоселиани обожает так называемых дилетантов или любителей, о чем снял свою последнюю картину «Шантрапа». Режиссер с удовольствием работает с непрофессиональными актерами. В вашем фильме «Слепые свидания» главные мужские роли играют непрофессиональные артисты, почему?

- Мне кажется, что если человек любит дело, которым он занимается, любит свою команду, - это главное. Замечу, что Иоселиани – самый большой профессионал, которого я встречал в своей жизни, а его легкость - та роскошь, которую он добился в результате огромной работы. Иоселиани, Хуциев обладают тем уровнем мастерства, до которого моему поколению режиссеров (40-летнему) очень далеко. Что касается непрофессиональных актеров, занятых в моей картине, то этот выбор мне подсказал замысел картины. Но в новой работе – 24-серийном фильме для канала «Россия» снимаются все профессионалы: Алексей Горбунов, Денис Никифоров, Антон Макарский, Светлана Устинова, Александр Барановский, Марина Дюжева, Александр Феклистов, и я получил огромное удовольствие от работы с ними. Убежден в том, что все актеры как люди – очень хорошие, иначе не бывает (имею в виду настоящих актеров).

- Дружба между Россией и Грузией возрождается?

- Между нашими странами очень много общего, и для дружбы нет препятствий. Есть политические моменты, которые все усложняют. Фестиваль помогает налаживать связи, и поэтому я с радостью в нем участвую.

- Возможно, вам хочется снять кино специально для актера, талант которого вас вдохновляет?

- Очень хотел бы снять Кахи Кавсадзе, который играет в фильме «Слепые свидания», еще в одной картине, но только в главной роли. Кахи – последний могикан театра Шота Руставели и той грузинской актерской школы, которая славится на весь мир.

ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИЯ ЦЕРЕМОНИИ ЗАКРЫТИЯ ММКФ-2014

amp-next-page separator