Дети играют на новой площадке в ландшафтном парке Митино / Фото: Дмитрий Рухлецкий, специально для «Вечерней Москвы»

Безопасность детей: в чрезвычайной ситуации важны не часы, а секунды

Общество
30 октября в агентстве ТАСС состоялась межрегиональная пресс-конференция «Детский травматизм в России: причины, последствия, пути решения», организованная Детским благотворительным фондом Леонида Рошаля.

Тему открыла Светлана Валиуллина, заместитель директора Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонида Михайловича Рошаля, руководитель отдела реабилитации:

– По статистике, которую ведет наш институт, 270 тысяч детей в России получают ежегодно черепно-мозговые травмы. С 2003 по 2012 год такие травмы получили более 2,5 миллионов детей. Раньше они приводили к летальному исходу, а сегодня лечатся. Самые тяжелые травмы, в результате которых дети становятся инвалидами, требуют длительной реабилитации. Поэтому детям необходима качественная медицинская помощь. Мы обращается к средствам массовой информации и к общественности, чтобы люди помогали тем, кто нуждается в долгом лечении и реабилитации, которая длится год и более. ОМС и пособие по инвалидности эти расходы не покрывает. Проблемы, с которыми нам, медикам, приходится сталкиваться ежедневно в работе, фонд будет решать.

Главный травматолог Москвы Рамзик Кешишян напомнил о ситуациях, которые чаще всего оборачиваются для детей бедой.

– Дети попадают в реанимацию, а именно это – критерий тяжести травмы, в результате занятий экстремальными видами спорта, часто – из-за баловства, например, когда цепляются к вагонам, чтобы покататься. Мы призываем родителей приучать детей быть осторожными и внимательными в школе, дома и на дороге. Чем младше ребенок, тем больше ответственность родителей. Фонд предлагает программу по снижению последствий травматизма, создает ролики по безопасности для работы со школами. Мы действуем совместно с МЧС, ГИБДД и МВД. В тех школах, где проводятся уроки по безопасности, число детских травм на дороге снизилось. Нет ни одной операции в мире, которую не смогли бы сделать в России. Но у нас часто не хватает технологий и средств на лечение. Ребенок после травмы должен вовремя оказаться в стационаре, где есть подготовленные специалисты и современное оснащение, чтобы он прошел полный процесс поэтапного лечения и программу реабилитации.

– В быту и на улицах дети иногда получают настолько тяжелые открытые травмы, лечение которых требует работы целого коллектива врачей, – говорит хирург Валерий Митиш, руководитель отделения НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. – Нужна операция, лечение, разработка движений, помощь психологов и других специалистов. К сожалению, в России нет еще достаточного количества полностью оснащенных центров. Необходимы инструменты, которые стоят огромных денег. Мы часто, например, сталкиваемся с проблемой, как приобрести фиксатор, драгоценное время уходит на его приобретение. А они должны быть во всех клиниках. Лечение ребенка после тяжелой травмы – это многоэтапный процесс. К сожалению, стоимость полного лечения доходит иногда до нескольких миллионов рублей. Мы призываем общественность и представителей бизнеса активно участвовать в помощи детям. Чтобы снизить детскую травмоопасность, нужно действовать всем сообща: родителям, учителям, дорожным и всем городским службам. После тяжелых травм дети могут навсегда остаться инвалидами. Если на улице оставлены оголенные электрические провода, ребенку достаточно секунд, чтобы потерять руку.

На пресс-конференции побывал Игорь Бодак с сыном Никитой, которому врачи спасли жизнь – ребенок едва не умер после тяжелой травмы на железной дороге, попав под поезд.

– Я – представитель тех, кто виноват, – обратился Бодак-старший к журналистам, а через них – ко всем родителям. – Два года назад я вписал свою страницу в устав безопасности детей. И призываю всех: «Надо думать утром не о том, как преодолеть пробки и добраться на работу, а о том, где наши дети, и том, как они пройдут период времени до того, как мы их встретим вечером. Призываю всех поддержать программу фонда и присоединиться к акции. Люди должны знать, как уберечь детей, куда звонить, куда везти в случае травмы. Потому что в чрезвычайной ситуации важны не часы, а секунды. Когда я стоял у реанимации, молился, чтобы Святой Пантелеймон дал терпения этим святым людям – детям. И врачам. То, что спасли моего сына, это не случайность – это пример того, как работают российские медики. Как они умеют и как должны. Они спасали моего ребенка, как своего, 16 суток. Когда его выписали, возник вопрос: «А что дальше?» Нам два года снова помогали, мы получали консультации. Наши врачи лечат не аппаратурой, а сердцем. Но не у всех в России рядом есть клиника, куда можно сразу привести ребенка с тяжелой травмой. У нас замечательные специалисты, но важно, чтобы оборудование они имели в нужном количестве, потому что иногда им приходится исправлять ошибки родителей.

Бригада хирургов НИИ выезжает на все мировые катастрофы с числом жертв от 1,5 тысяч. Европейские и американские коллеги обращаются к ним, чтобы получить технологии, по которым они работают. Сейчас они вместе с фондом хотят помочь тем, у кого нет средств платить за лечение. Совместно со спонсорами фонд выпустил «Азбуку безопасности», готовит образовательную программу для школ и родителей, планирует организовать систему подготовки специалистов в регионах, делать выездные мастер-классы.

В общественный совет фонда, организованного в 2014 году, вошли режиссер Алла Сурикова, а также представители всех религиозных конфессий России. Заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов сказал, что совет получает много писем от тех, кто хочет оказать финансовую и волонтерскую помощь фонду. И добавил: все добро сторицей вернется.

Посланником проекта и ведущей пресс-конференции выступила телеведущая, мама двоих детей Тутта Ларсен.

Участники конференции напомнили об элементарных правилах профилактики травм: ремнях безопасности в автомобиле, а главное – детском кресле, которое спасает от черепно-мозговых травм. И подчеркнули, что если раньше врачи от 4-х до 24-х часов тратили, чтобы поставить правильный диагноз ребенку с тяжелой травмой, сегодня аппаратура такова, что достаточно 30 минут, чтобы бригада врачей приняла решение о тактике лечения и даже дообследовала ребенка уже во время операции.

Однажды актер Егор Бероев, участвовавший в детском благотворительном проекте, сказал:

– Ради того, чтобы подать детям положительный пример, не надо идти на красный свет, нужно стоять и ждать, пока не загорится зеленый.

Статистика

С 2003 года число черепно-мозговых травм у детей в России выросло на 20%.

Кстати

На пресс-конференции напомнили о проекте «СМС маме», разработанном российскими экспертами Минздрава в области акушерства, гинекологии и неонатологии. Это система информационных сервисов мобильной связи, позволяющая получать несколько раз в неделю бесплатные полезные смс о том, как заботиться о здоровье малыша.

amp-next-page separator