Центры инновационного творчества готовят инженерные кадры

Общество
Программа по созданию Центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) началась в марте прошлого года в Москве. Первым из них стал центр МАМИ — Московского государственного машиностроительного университета.

В столице организацию центров координирует Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы.

Эти центры создаются в первую очередь для привлечения студентов и школьников к изучению технологий прототипирования, работе на 3D-принтерах, изготовлению опытных образцов и деталей. В конечном счете эти центры призваны заинтересовать современных молодых людей инженерно-техническими специальностями, наукой.

В настоящее время в городе действуют 12 подобных центров с различной специализацией. Это трехмерное моделирование и 3D-печать, робототехника, промышленный дизайн и прочее.

— Наш центр считается одним из самых оснащенных в городе. Каждый желающий может прийти в центр в любое время, — рассказал сотрудник центра «Бионик Лаб», действующего при Государственном Дарвиновском музее, Кирилл Гребнев, к которому корреспондент «Вечерней Москвы» обратился за комментариями.

По словам Кирилла, в центре сосредоточились на поддержке индивидуальных проектов школьников и студентов. Ребята учатся самостоятельно мыслить, получают практические инженерные навыки, и это главное.

В основном это проекты в области 3D-моделирования и электроники. Например, 15-летний школьник сумел сделать катушку Теслы — трансформатор, производящий высокое напряжение высокой частоты. Его знания оцениваются на уровне выпускника профильного вуза. А мы сосредоточились на образовательной деятельности, — заявил руководитель Центра молодежного инновационного творчества «Творческая мастерская МАМИ» Борис Сапрыкин.

Студентов и школьников здесь знакомят с основами 3D-моделирования. Они глубоко изучают устройство и принцип действия 3D-принтеров.

Директор центра инновационного развития «Тафи» Марина Шичкина не скрывала эмоций: — У нас победа. Ребята сумели собрать спектрограф — прибор для регистрации спектра исследуемого объекта. Мы показали его уже на инновационной выставке. Но основная наша заслуга в том, что совсем молодые ребята уже представляют, что такое 3D-принтинг. Это и есть наши будущие инженерные кадры.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Константин Фокин, генеральный директор центра инновационного развития:

- У истории этих лабораторий нет «вчера», есть только «сегодня» и «завтра». ЦМИТ — задумки, идеи, превращающиеся в реальные серьезные проекты. Навык работы руками, квалифицированно, с интересом в какой-то степени в России утерян, и нам надо к этому возвращаться.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Владимир Сурдин, астроном, доцент физического факультета МГУ. Лауреат премии «Просветитель» 

Карьеру ученого стройте с детства 

Многие меня спрашивают: стоит ли идти современным школьникам в науку? «Светит» ли что-то сегодня молодым ученым? Я отвечаю утвердительно: идти стоит и да, светит. Скажу больше: современным ученым сейчас проще сделать карьеру. С одной стороны, наука в Советском Союзе финансировалась лучше, ей уделяли больше внимания. Зато сейчас у талантливых людей появилась возможность успешно работать не только в России, но и за рубежом. Посмотрите: половина ученых в американской Силиконовой долине — наши соотечественники. Значит, ценится российское образование и российская наука! Кстати, если говорить о перспективах, то лучше всего наши ученые зарекомендовали себя в естественных науках: физика, химия, астрономия. Чуть хуже — в биологии и химии.

А вот наши гуманитарные знания, к сожалению, востребованы слабо. Никакого серьезного вклада в мировое гуманитарное знание мы не несем — это видно даже по цитированию. Если в химии, физике, астрономии, биологии пять процентов мировых научных публикаций сделали россияне, то в гуманитарных науках — менее одного процента. Так что, если задумываетесь о карьере, то учтите: ее проще сделать в науках естественных.

Как подготовить себя к карьере ученого? Это можно сделать, еще учась в школе. Я, например, еще в пятом классе увлекся физикой, которую мне тогда не преподавали. Если хотите стать астрономом, можно с 12–13 лет читать научно-фантастические и научно-популярные книги.

Интерес к науке пробудился — отлично. Дальше само пойдет! Благо источников информации сейчас значительно больше, чем раньше. Можно не только в библиотеку сходить, но и на научно-популярную лекцию — они часто проводятся на различных площадках в городе. Наконец, много полезной информации можно найти и в интернете.

Да, молодые ученые зарабатывают немного, причем во всем мире. Но самые талантливые получают гранты. А те, кто в науке продвинулся, имеют весьма достойный доход.

amp-next-page separator