Десять гвоздик от гадкого старикашки
Окно двухместной палаты, в которой мы лежали, выходило на церквушку. Она находилась на территории больницы, и здесь несколько раз в день отпевали тех, кто в этой же больнице скончался. Логистика отменная: морг в двух шагах, там же обряжают покойного, родным и близким добираться до места удобно, а для желающих проследовать на кладбище есть служебный транспорт. Поминки здесь, правда, не устраивали, — все же медицинское учреждение.
Мой сосед по палате, едва придя в себя после тяжелой операции, исправно ходил на отпевания. Увидит в окно, что у церквушки собираются люди с цветами, — и на выход. Странно это было, не мог же он лично знать всех покойных. И я аккуратно, выбирая слова, затеял с ним разговор. Григорий Глебович (назовем его так) глянул на меня внимательно и сказал:
— Живым полезно смотреть на мертвых, — сказал он. — Сил прибавляет.
Мысль была нова, ведь большинство людей возвращаются с траурных церемоний удрученными, разбитыми.
Есть и те, кто вообще никогда не ходит на похороны, объясняя это опасением, что вид покойника может вытолкнуть из памяти облик живого человека. Хотя я подозреваю, что боятся они совершенно другого, а именно — представить себя на месте усопшего.
Григорий Глебович покивал — дескать, и так бывает, а час спустя, сходив на очередную тризну, вернулся к разговору. Вероятно, увидел во мне случайного вагонного попутчика, которому можно открыться.
Он начал издалека, с самых первых своих похорон. Ему тогда было девятнадцать.
Умер однокурсник Борис — пижонистый малый, имеющий обыкновение повторять подвиги литературных героев, что производило сильное впечатление на девиц. Прочитав «Войну и мир» (или, скорее, посмотрев одноименный фильм), он взялся исполнить номер Долохова, который хлопнул из горла бутылку рома, сидя на подоконнике ногами на улицу. Получилось не вполне по Толстому: во-первых, за отсутствием рома пришлось взять портвейн за 92 копейки, а во-вторых, Борис свалился с четвертого этажа и убился насмерть.
На похороны Григорий шел со страхом, мертвых людей он прежде вблизи не видел.
И был удивлен незнакомому выражению лица покойного. Может, Борис и сейчас играл какого-то литературного героя, сбитого на взлете, — великого Гэтсби, например, или Базарова.
Словом, опечалиться у Гриши не получилось. А возвращаясь с кладбища, он вдруг ощутил прилив отличного настроения, которое еле успел спрятать от скорбящих попутчиков. Весь мозг занимала всего одна, но необыкновенно важная мысль: «Хорошо, что не я».
С того момента прошло очень много лет, Григорий Глебович побывал на десятках траурных церемоний, и всякий раз к нему приходили те же слова. Первое время он их стыдился, считал безнравственными, потом привык и даже посчитал это естественной реакцией живого и здорового существа на вид существа усопшего. А что естественно, то не стыдно.
Лишь трижды эта мысль пропустила свой выход: на похоронах сначала матери, потом отца, а позднее старшей дочери, погибшей в ДТП. В этих случаях рефлекс сбивался. А прощаясь с дочерью, он вдруг поймал себя на том, что думает ровно наоборот: «Жаль, что не я. Лучше бы я».
А потом все пошло, как прежде. Заклинание «хорошо, что не я» он произносил над мужчинами и женщинами, стариками и молодыми, близкими и едва знакомыми. И неизменно замечал, что после похорон чувствует прилив сил. Будто время, недожитое другим человеком, добавляется к его жизненному циклу и тем самым отдаляет собственную кончину.
Такую вот историю рассказал мне сосед по больничной палате. Отдаю ему должное: мало кто способен откровенничать на такую чувствительную тему. Хотелось поглубже вникнуть в его психику, но ночью Григорию Глебовичу стало хуже, его увезли в реанимационное отделение, потом врачи сказали, что полегчало, но в реанимации все же придется задержаться.
А через день меня выписали, и больше мы никогда не встречались. Тема, однако, из головы не уходила, и я самовольно начал дорисовывать портрет этого человека.
Ему примерно семьдесят. Никто из близких или друзей не навещал его после сложной полостной операции, даже не звонил никто, — вероятно, он очень одинок. Обмолвился, что много лет в разводе, а с младшей дочерью не ладит. Возможно, он трудный человек, обиженный на весь белый свет. Похоже, когда-то занимал неплохой пост, заработал государственный пенсион, поэтому и лечится в солидной клинике. Но в целом жизнь не задалась.
И я представил, как он готовится к очередному трауру. Конечно же, у него есть спецодежда: черный костюм, черные туфли и, вероятно, даже черная рубашка.
Он покупает десять гвоздик (не две, он не мелочен), кладет их в ноги усопшему, затем подходит к изголовью и тихо шепчет ритуальную мантру: «Хорошо, что не я».
Не напускает на себя скорбь, держится естественно и спокойно. Он просто приходит на панихиду испить полезный организму кислородный коктейль.
Я воображал его в разных ситуациях: как он хоронит многолетнего товарища, давнюю возлюбленную...
Почему-то ярче всего привиделись похороны врага — старинного, многая лета гадившего Григорию Глебовичу, что называется, от всей души. Ударяясь друг о друга и царапаясь, они двигались к краю жизни, и мой герой уподобился китайскому мудрецу, сидящему у реки и ожидающему, когда мимо проплывет труп врага. Он умолял судьбу сделать этот подарок, и та удовлетворила просьбу. На панихиде, разумеется, его не ждали, почуяли недоброе, но все же не выставили. Он положил к ногам целых двадцать гвоздик (все же случай не рядовой) и шепнул смежившему очи визави: «Вот так».
И, изумившись самому себе, загрустил.
Чем скорее тают жизненные силы, тем чаще требуется подзарядка аккумулятора.
Поскольку прощания с уходящими ровесниками проходят все чаще, энергетический баланс выдерживается.
Когда же случается задержка, Григорий Глебович просто отправляется на кладбище и бродит между могил (тоже помогает, хотя и меньше). Или посещает похороны известных персон, с которыми лично знаком никогда не был. Просто узнает, где когда пройдет церемония, и устраивается в траурную процессию.
Успешные, талантливые люди лежат среди цветов и венков, их окружает почетный караул, на подушечках блестят награды, — как ни крути, зрелище.
Вот такого человека я себе дорисовал. Он давно не боится мертвых, а недавно и живых перестал бояться.
Кому-то он покажется монстром, но на самом деле Григорий Глебович психически здоров и, в сущности, безвреден. Он никому (за редким исключением) не желает зла, просто этот человек устроен именно так, а не иначе, и я совершенно уверен, что подобные ему среди нас не редкость. Просто на сей счет не принято высказываться вслух, и это абсолютно правильно.
У Иосифа Бродского есть выразительное двустишие, написанное на английском: Sir, you are tough, and I am tough, But who will write whose epitaph? В переводе: «Сэр, вы крутой, и я крутой, но кто кому напишет эпитафию?» Лишь фортуна знает, кто кому, но подразумевается желательный ответ: «Я — вам». Чем-то сходно с формулой: «Хорошо, что не я», не так ли? Мне кажется, Григорий Глебович старается не думать о собственных похоронах.
Хотя догадывается, что прощание не будет пышным и многолюдным. И вполне возможно, что какой-нибудь гадкий старикашка в черном пиджаке положит ему в ноги десять гвоздик и пробормочет... Вы ведь догадались, что именно.