Труби сбор. Идет подготовка к велопоходу
Перемены, проходящие в ранее закрытых социумах, корреспондент «ВМ» решила изучить сама. Для этого месте с двумя волонтерами — Антоном Кадаковым и Вячеславом Ткаченко — мы отправились в один из столичных детских коррекционных домов, переехавший в новое помещение — на улицу Полбина, 26.
Как рассказал накануне руководитель Департамента труда и социальной защиты населения Владимир Петросян, сейчас нет барьеров в общении обычных детей и ребят с особенностями развития, оставшихся без родителей.
— В центрах содействия семейному воспитанию мы стараемся сделать так, чтобы ребята могли чувствовать себя, как дома, — отметил глава ведомства. — Москва стала первым городом в стране, в котором даже питание таких детей осуществляется особым образом. Дети не просто приходят в общую столовую, где им раскладывают еду, они помогают взрослым готовить и накрывать на стол. Это означает, что они понимают, откуда и как берется пища, где заваривать чай. Мы специально обучаем наших социальных мам — воспитателей — такому подходу. И рады тем, кто приходит в наши центры помогать и общаться с воспитанниками.
Внешне здание коррекционного детского дома № 51 похоже на комфортное общежитие. Рядом — игровая и спортивная площадка. Территория огорожена забором, а на калитке — звонок.
— Входите! — приветствует охранник.
В коридоре слышны осторожные шаги ребят: «Кто пришел?» Это же друзья! Молодые активисты Слава и Антон здесь знакомы каждому. Вот уже третий год подряд они готовят подростков к походам.
И если раньше ребята ездили по России, то теперь им предстоит увидеть Европу и пересечь границы с Эстонией и Литвой.
Пока за окном лежит снег, воспитанники уже активно готовятся к велопоходу. Крутить педали от Калининграда до Риги подросткам предстоит в мае. На двухколесном транспорте мальчишкам и девчонкам предстоит преодолеть порядка 260 километров. Чтобы провести эти десять дней весело и бодро, добираясь от Калининграда до Риги, свою физическую форму и теоретическую подготовку совершенствовать нужно сейчас. На очередное занятие ребята собрались в актовом зале, где, словно из-за театральной розовой ширмы, появился красно-черный велосипед. Он необходим для тренировки — ведь нужно не только знать, как быстрее доехать из пункта А в пункт Б, но и техническую часть — из каких деталей состоит самое экологичное транспортное средство. Вдруг в пути предстоит ремонт? Мальчишки и девчонки в возрасте от 14 до 18 лет обступают своих инструкторов и кураторов будущего путешествия, Вячеслава Ткаченко и Антона Кадакова. Про них говорят — они бывают там, где не летают даже птицы. За предыдущие два года подобных походов подопечные двух активистов стали одной сплоченной командой, понимающей друг друга буквально с полуслова.
В первом ряду слева направо: воспитанники детского дома Мария Сироткина, Александр Горовцов, Ксения Анисимова, Елена Самуйленко и Андрей Гасымов. Вторая справа заместитель директора Оксана Хорошалина. Во втором ряду: учащийся Дмитрий Сапрыкин, преподаватель физкультуры Максим Смольянинов, кураторы велопробега Антон Кадаков и Вячеслав Ткаченко, воспитанники Юлия Лаптева и Михаил Ильин.
— Назови все детали велосипеда, — просит Слава одного из старших в группе — Михаила Ильина.
— Руль, колеса, седло, цепь, педали… ароматизаторы, — впопыхах и в желании перечислить все как можно быстрее оговаривается Миша.
Все смеются. А Миша не обижается — действительно, какие ароматизаторы могут быть у велосипеда? А вот с амортизаторами нужно все-таки разобраться.
— Ежегодно состав нашей команды в велопоходах меняется: старшие выпускаются, младшие подрастают, — объясняет систему отбора заместитель директора детского дома № 51 и по совместительству куратор предстоящего путешествия Оксана Хорошалина. — Такие долгие переходы могут вынести не все. Но каждый наш воспитанник бывал в походах: кто-то выезжал с нами в леса Подмосковья, другие с ветерком могли прокатиться до Мурома, а Миша Ильин наколесил более четырех тысяч километров, побывав во Владивостоке.
Этот парень в белой футболке и очках с черной оправой вытаскивал в прошлом году и своих друзей на буксире.
Елена Самуйленко скромно признается, что без помощи товарища не смогла бы выбраться из мокрого песка Балтийского побережья — в прошлом году ребята ездили по Калининградской области.
— С собой в рюкзаках берем только самое необходимое: легкие куртки, флисовые шапки, кофты, головной убор от солнца, коврики и дождевики. Это то, что касается погоды, — напоминает Антон.
К необходимому набору одежды добавляются полотенце, зубные щетка и паста, персональная аптечка, фонарик и батарейки к нему, средства от комаров и клещей.
Руководитель учреждения уверена: ее подопечным откроется большая и светлая дорога в будущее, и в первую очередь благодаря неравнодушному коллективу и гостям детского дома.
— Воспитать и выпустить настоящего человека можно только тогда, когда он не сидит в закрытых стенах, — уверена Татьяна Александрова. — Походы ведем давно.
Подростки думали, что будет легко, но оказалось не все так просто. Трудности, которые им приходится преодолевать самим и сообща, закаляют их. Впереди у воспитанников детского дома № 51 три с половиной месяца на подготовку.
— Вместе мы обязательно справимся! — на фото улыбаются все, кто посетил подготовительное занятие.
СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ ПОХОДА
ОБЩЕНИЮ С ДРУЗЬЯМИ И ВОЛОНТЕРАМИ РАДЫ ВСЕГДА
Как сделать, чтобы дети не оставались в закрытом социуме? Об этом «ВМ» поговорила с заместителем руководителя Департамента труда и социальной защиты населения Москвы Аллой Дзугаевой.
- Алла Зауровна, департамент активно поддерживает программы, в рамках которых воспитанники столичных детских домов посещают другие города.
- Да, мы стараемся, чтобы дети имели возможность выезжать, видеть что-то новое. Поездки и экскурсии оказывают на ребят благотворное влияние, становятся полезными для их дальнейшего развития.
Поддержка подобных программ стала нашей идеологией. Ранее разрозненные 32 учреждения теперь находятся в нашем ведении, и мы стараемся сделать так, чтобы дети не оставались в замкнутом социуме. Ребята не учатся в тех же зданиях, где и проживают. Зачастую они посещают обычные школы наравне с другими детьми. И если вначале у нас были проблемы с некоторыми директорами и родительскими коллективами в школах, то сейчас ситуация выровнялась. Нахождение в общем социуме дает невероятный результат, в том числе и с точки зрения изменения диагнозов этих ребят. Также мы добились того, что наши центры открыты для посещения. Их навещают волонтеры, общению с которыми дети рады всегда.
- Еще несколько лет назад детский дом № 51 был коррекционным учреждением для детей с определенными особенностями развития. После того как он перешел в ведение вашего ведомства, произошли кардинальные перемены. Кого теперь принимает центр?
- Здесь могут находиться как обычные дети, оставшиеся без попечения родителей, так и ребята с особенностями развития. Благодаря активности директора и всего коллектива здесь сильно развита система допобразования: есть творческие мастерские и театральная студия, которую директор Татьяна Александрова вывела на качественный уровень.