Слесарь механосборочных работ завода «Метровагонмаш» Иван Гаврин устанавливает тележку / Фото: Антон Гердо

Там, где строят поезда для метро

Общество
Столичный метрополитен готовит к выходу на рельсы очередной состав со сквозным проходом. Корреспондент «Вечерки» отправилась на завод «Метровагонмаш» и узнала, как собирают такие поезда.

Возле проходной красуется авангардный памятник несбывшимся надеждам: летящий по тоннелю вагон типа «И», который должен был стать флагманом советского вагоностроения в 1980-е годы, но не прошел тестовые испытания и не был допущен к производству. Здесь нас встречает директор проектно-конструкторского центра Владимир Дзюбан.

— Отсюда составы отправляются на все постсоветское пространство, — по-хозяйски начинает он экскурсию.

За старинными заводскими постройками, возведенными еще до революции, растянулись цеха № 17 и № 51. Между собой их связывает узкая железная платформа.

— Это трансбордер, — объясняет нам Дзюбан. — С помощью него вагоны перемещают из одного цеха в другой.

По легенде, именно исходя из расстояния между двумя цехами рассчитывалась длина метровагона — примерно 20 метров.

В сварочный цех заходим, облачившись в защитные каски. Над нашими головами мостовой кран степенно проносит тяжелые металлические изделия. Дзюбан беспокоится о нашей безопасности.

— Не выходите за границы зеленых дорожек! — предупреждает он.

В цехе пахнет сваркой и металлической стружкой. Работа кипит. Группа рабочих в огнеупорных масках собирает каркас вагона. Во все стороны разлетаются искрящиеся горячие брызги.

Шипит под умелыми руками сварочный аппарат. На финальной позиции режут и перекраивают листы железа в уже знакомые очертания — с окнами и дверями.

Стахановцев ненавязчиво мотивируют цветные советские плакаты на стенах.

В соседней части цеха — царство станков: кантователи, огромные дрели и красящие установки. Здесь собирают тележки. Это та часть вагона, которая везет его по рельсам. В следующем цехе, похожем на гигантское депо, расположен конвейер, где собирают составы. На желтых домкратах натужно поднимается будущий сквозной поезд. Такие в скором временем станут привычными для столичных пассажиров.

— Наш конвейер не похож на автомобильный, — объясняет директор. — Он двигается раз в несколько часов и ровно на один вагон.

Заходим в головной цех: рабочие в синих комбинезонах монтируют окна, поручни и двери будущего вагона. В следующем проводят электрику, устанавливают сигнализацию. Еще дальше проклеивают обшивку и крепят сиденья. Словом, последние штрихи.

— Каждый несет ответственность з а свой участок, — продолжает Дзюбан. — А вот и вагон собрали! Потолочный кран медленно опускает тележку на рельсы.

Затем команда рабочих слаженно тянет «колеса» к началу состава. Когда тележка оказывается точно под вагоном, домкраты медленно начинают снижать его. Готово! Однако, чтобы выйти в своей первый рейс, вагону придется пройти финальное испытание.

— Перед тем как отдать состав метрополитену, мы обкатываем его на заводской линии длиной в километр, — говорит Дзюбан.

Если рабочие вычислят неисправность в процессе обкатки, то состав будет отправлен на доработку.

amp-next-page separator