На карамели «Красная Москва» кондитерской фабрики «Красный Октябрь» в советские времена изображали рабочего с флагом / Фото: Официальный сайт Музея истории русского десерта

Слаще всего изучать прошлое с конфетами: разглядывая их фантики, можно узнать все

Общество
Ах, вот он, рай для сладкоежек, ностальгирующих по тем временам, когда о вреде сладкого никто не говорил! 24 марта в «Измайлове» открывается выставка «Кондитерский пиар, или История XX века в фантиках». Корреспондент «ВМ» посетила выставку накануне открытия и узнала, как работали во времена оны первые русские пиарщики.

По словам Натальи Полонниковой, куратора выставки, кондитерская фабрика для предпринимателя начала ХХ века была настоящей золотой жилой.

— Промышленники сколачивали состояния на главной слабости, которой были подвержены абсолютно все сословия — любви к сладкому, — уверяет она.

Все стены в небольшом выставочном зале увешаны фантиками разных форм и мастей. Впрочем, уверяет Полонникова, примерно так выглядели до революции стены кухонь и столовых. И вообще, для того, чтобы обойти в конкурентной борьбе других кондитеров, промышленники нередко придавали конфетной упаковке утилитарный смысл. Например, резной деревянный короб для карамели производства фабрики Абрикосова можно было использовать для хранения чая или рукоделия.

— Абрикосов был первоклассным пиарщиком того времени, — рассказывает куратор. — Он отлично придумывал инфоповоды для газет: например, мог объявить, что у него в магазине на Тверской работают брюнетки, а на Поварской — блондинки. И народ шел смотреть, так ли это.

Другие кондитеры старались от него не отставать. Так, «Товарищество Эйнемъ» выпускало конфеты с вложенными в них картинками с видами Москвы или отрывками из романов.

— Для увеличения спроса на продукцию кондитеры привлекали к оформлению фантиков известных художников, — рассказывает куратор. — На Абрикосова работали Шемякин, Зворыкин и Лансере, а на фабрику Крамского — Билибин. После революции конфет и кондитеров стало меньше. Но маркетинговый подход новая власть использовала, пиаря свои достижения:

— Вот фантики с работами Родченко, — куратор показывает обертки с изображением пароходов и... тисков.

А название конфет «Наша индустрия» стимулировало не столько аппетит, сколько тягу к великим свершениям. Для придания же свершениям нужного темпа фантики украшались задорными речовками авторства главного копирайтера конструктивизма — Владимира Маяковского, вроде этой:

Нет буржуев, помещиков нет. Нами правит собственный Совет.

...Прошло сто лет, и нет уже ни помещиков, ни самих Советов. Хотя и оригинальных оберток я тоже вспомнить как-то не могу. Непонятно, с чем это связано: то ли сладкого люди стали меньше есть, то ли новые Абрикосовы еще не родились.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Татьяна Феина, создатель Музея истории русского десерта:

- Сейчас конфетный фантик, как и любая упаковка ХХ века, представляет собой не просто обертку, а интереснейший исторический источник, который в нашей стране только начинает входить в «научный оборот». Музеи упаковки создаются сейчас по всему миру. Это интересное музейное направление, которое поможет посмотреть на прошлое другими глазами.

amp-next-page separator