Гость выставки Евгения Иванова рассматривает макет декораций к спектаклю «Мнимый больной» работы художника Сергея Тимонина  / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Мастера сцены представили свои работы за кулисами санчасти

Общество
Бывшие палаты и процедурные кабинеты медсанчасти № 32 преобразились в импровизированные подмостки.27 апреля в здании, где сейчас располагается Театральный музей имени Бахрушина, открылась выставка театральных художников-сценографов «Итоги сезона № 53». В поисках потрясающих воображение решений на экспозицию отправился корреспондент «ВМ».

Здание передано музею всего полтора года назад. И пока в нем не проводился никакой косметический ремонт — его только освободили от старой мебели и оборудования. Кое-где на белых дверях и кафельных стенах остались трафаретные надписи «Перевязочная» или «Кабинет №...». По плану развития Музея Бахрушина помещение бывшей медсанчасти станет частью целого музейного квартала — необходимые работы завершатся к 2018 году. Однако специфическая медицинская атмосфера старой больницы сыграла на руку как организаторам выставки, так и художникам, придав экспозиции загадочный, даже мистический шарм.

— Это ежегодная выставка театральных художников, которые представляют свои реализованные в этом сезоне спектакли — на суд зрителей выставляются макеты декораций, эскизы костюмов и сами костюмы, фотографии и видео, — сказал «ВМ» участник выставки театральный художник Владимир Арефьев. — Тут представлено более 70 художников, а сама выставка проходит уже 53 года. Она наверняка будет интересна и широкому зрителю, который захочет узнать, как устроено театральное закулисье.

Больничный антураж каждый из представленных на выставке мастеров оформления сцены постарался использовать по своему вкусу: кто-то делал таинственную темную комнату, кто-то, прибегнув к минимализму, выставил крошечный макет сцены, а кто-то представил сценические костюмы на манекенах в натуральную величину. Эскизы к спектаклю Театра кукол имени Образцова «Дон Кихот», выполненные художником Сергеем Алимовым, похожи на старинные гравюры, но в самом спектакле куклы выглядят эффектнее — автор этих строк имел возможность убедиться в этом лично.

Не зная театра и не посещая спектакли, можно любоваться представленными на выставке неординарными решениями по свету, интерактивными инсталляциями на тему уже состоявшихся постановок, которые или уже прошли, или еще идут на сцене в этом театральном сезоне. Впрочем, чтобы оценить масштаб выставки по достоинству, нужно быть вовлеченным в театральную жизнь — искушенные театралы могут сравнить, как замысел художника отличается от его итогового воплощения в том или ином спектакле.

Куратор выставки Инна Мирзоян отметила, что от художников требовалось определенное бесстрашие — помещение не было специально подготовлено для выставки, разве что кое-где подведена электроэнергия.

— Наши художники смело освоили бывшие больничные коридоры, рентгеновские кабинеты и прочие не приспособленные для выставок пространства, — сказала она на официальном открытии экспозиции, которая продлится до 31 мая.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юрий Грымов, режиссер, художественный руководитель театра Модерн:

— Сценография — это как операторское искусство в кино. Можно снять фильм без оператора? Нет. Так же и без сценографии не может быть театра. Сценография — неотъемлемая часть повествования, рассказа, в который погружают зрителя, в ней зачастую вся суть спектакля. Я лично очень много внимания уделяю сценографии, считаю, что это один из важнейших элементов рассказа. И очень жаль, что талантливых сценографов не так много. Чтобы овладеть этим видом искусства, нужно быть умным, начитанным, наблюдательным и, конечно, иметь талант от Бога.   

amp-next-page separator