Московские ученые разработали новые технологии для покорения Арктики
Ученые столичного МГТУ имени Н.Э. Баумана создали уникальные образцы специальной техники и разработали новые технологии для покорения Крайнего Севера.
9–10 апреля в Санкт-Петербурге пройдет крупный Международный форум «Арктика — территория диалога». О значимости этого мероприятия говорит тот факт, что участие в работе форума примет президент России Владимир Путин.
В ноябре прошлого года глава государства в своем обращении к участникам и гостям Федерального арктического форума «Дни Арктики в Москве» заявил, что этот регион для России играет стратегическую роль. Президент отметил, что российские специалисты проводят исследования и осуществляют «масштабные программы по его хозяйственному, экономическому освоению». Владимир Путин заострил внимание ученых и промышленников на необходимости шире использовать интеллектуальный и творческий потенциал для укрепления российского присутствия в Арктике.
В ведущем техническом вузе нашей страны МГТУ имени Н.Э. Баумана восприняли эти слова как сигнал к действию. «Вечерняя Москва» узнала, какие результаты научной и конструкторской работы столичные ученые покажут на форуме «Арктика — территория диалога».
Прорывная технология плазменного цинкования
Важнейшие задачи сегодня — поиск научно-технических решений для освоения Арктического региона, разработка принципов создания техники, работоспособной в условиях Крайнего Севера, новейших технологий и материалов с принципиально новыми свойствами.
Московский государственный технический университет стал базовой научной организацией по выполнению задач межведомственной комплексной целевой программы (МКЦП) «Арктические технологии». Эта программа изначально имеет двойной характер: гражданский и оборонный. В соответствии с поручением президента Российской Федерации в МГТУ имени Н.Э. Баумана создана дирекция по Арктическим программам. Целый ряд научных коллективов МГТУ уже два года плотно и плодотворно занимаются тематикой освоения Крайнего Севера. Уже достигнуты реальные результаты.
Сегодня единственный в мире объект капитального строительства, возведенный на 80-м градусе северной широты, — российская военная база «Арктический трилистник». Уникальное в мировой практике сооружение стоит на 12 000 металлических сваях. Покрытие для них больше года не выдерживает: Арктику не зря называют «территорией коррозии». Наносить защитные слои на каждую сваю ежегодно — операция крайне трудоемкая и весьма накладная в финансовом отношении.
Учеными МГТУ разработана уникальная технология плазменного цинкования. Она хороша тем, что практически мгновенно проводится и очистка поверхности, и нанесение защитного покрытия. Эксперименты в лабораторных условиях показали, что со временем цинк и железо должны «срастаться» на молекулярном уровне. Такая защита будет не на 25 лет, а на века.
В этом году, чтобы испытать теорию практикой, группа исследователей из МГТУ отправится на арктический архипелаг Земля Франца-Иосифа. Если расчеты и результаты лабораторных испытаний будут подтверждены в реальных условиях Крайнего Севера, то это будет реальный прорыв в науке и технологиях, необходимый для жизнедеятельности в приполярных широтах не только военным, но и нефтяникам, портовикам — всем.
Подводный робот
Несомненный интерес у специалистов на международном форуме «Арктика — территория диалога» вызовет макет робототехнического комплекса (РТК) для прокладки подводных кабелей связи и других протяженных специальных изделий. В России подобные аппараты еще не создавались. Для нашей страны замкнуть вокруг всех границ кабельное кольцо волоконно-оптической связи — задача стратегическая. В том числе это касается и решения оборонных задач. РТК, созданный учеными «Бауманки», сможет проложить линии связи на самом трудном участке — трансарктическом.
На форуме в Санкт-Петербурге будет показан пока только макет робототехнического комплекса. Ученые МГТУ начали разработку темы недавно, в прошлом году. Помимо самого РТК разрабатываются и системы, обеспечивающие весь комплекс работ по его применению: оборудование для судна-носителя, различные механизмы и контрольно-измерительные приборы. Планируется, что действующий образец и вся сопутствующая оснастка появятся в 2021 году.
Мобильный аэродром: сложил и перенес
Специально для Арктического региона столичными учеными разрабатывается переносной автономный комплекс средств наземной авиационной инфраструктуры с применением ряда инновационных технологий. Например, аэродромные покрытия для всех типов самолетов будут создаваться путем модификации, то есть упрочнения снежной поверхности или льда армирующими элементами из природных и искусственных материалов. Системы управления, автономные источники электропитания, радиолокационные средства, светосигнальное и осветительное оборудование будут перебазироваться с места на место в контейнерах.
Такие аэродромы оценят наши военные и все государственные и частные структуры, работающие на Крайнем Севере.
Вполне возможно, что эта «бауманская» технология пригодится и в других регионах страны. В России порядка 100 000 населенных пунктов, добраться к которым возможно только по воздуху. Поэтому малая авиация будет в нашей стране активно развиваться, и эту технологию с большой долей вероятности ждет масштабирование.
«КАМАЗ-Арктика» довезет хоть до полюса
Некоторые образцы техники, созданной в лабораториях «Бауманки», могут прямо с форума в Санкт-Петербурге отправиться в Арктику. К примеру, уже готов к практической эксплуатации экологически безопасный вездеход на шинах низкого давления «КАМАЗ-Арктика». Глубоко модернизированная машина специально предназначена для освоения Арктической зоны, Сибири и Дальнего Востока.
Это вездеходное транспортное средство с колесной формулой 6х6, шарнирно-сочлененной рамой и полной массой 30 тонн способно перевозить грузы, буксировать прицепы, участвовать в монтаже специального оборудования и инженерных установок при эксплуатации по всем видам дорог и местности. Арктический грузовик может работать даже в особо тяжелых условиях бездорожья за счет применения шин типа «негабарит». При этом у него высокая унификация с серийными узлами и агрегатами КАМАЗ.
Задачи на завтра
— Есть еще много сложных, но интересных задач, над решением которых сегодня работают наши ученые, — рассказал проректор МГТУ имени Н.Э. Баумана по экономике и инновациям Евгений Старожук. — Это и обеспечение судовождения по все более перспективному для российской и мировой экономики Северному морскому пути. Это создание новых полимеров, исследование моторных топлив и масел, которые необходимы для работы различной техники в сложнейших условиях Крайнего Севера. Работают теоретики, проходят стендовые испытания в научных центрах нашего университета. Результаты обязательно будут.
Есть что осваивать
В Арктике лежат под пудом льда и снега несметные богатства. По оценкам Российской академии наук, в Арктической зоне сконцентрирована подавляющая доля общероссийских и общемировых запасов полезных ископаемых. В том числе золота — 40 процентов, нефти — 60, газа — от 60 до 90, хрома и марганца — 90, платиновых металлов — 47, коренных алмазов — 100 процентов. В недрах российской Арктики и на океанском шельфе находится порядка 48,7 трлн. кубометров природного газа. Общая стоимость минерального сырья в регионе оценивается в 30 триллионов долларов.
Поэтому-то и в России, и в ряде ведущих мировых государств к Арктике сегодня проявляется повышенный и неослабевающий интерес. Некоторые аналитики даже называют идущие сейчас дипломатические споры за каждую пядь безжизненных территорий Крайнего Севера и усиливающуюся милитаризацию Арктического региона «последним переделом мира».
Справка ВМ
Целями МКЦП «Арктические технологии» является научно-технологическое развитие Арктического региона России с учетом возможностей отечественной промышленности, научного потенциала РАН и высшей школы в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства. Также в рамках МКЦП идет координация деятельности и привлечение ресурсов в части создания научно-технического задела в интересах развития инфраструктуры и технических средств, в том числе вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ) для Арктики.
Реализация МКЦП «Арктические технологии» осуществляется в период с 2018 по 2027 год. Это соответствует срокам реализации действующей госпрограммы вооружения и программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации», являющихся ключевыми программами, в рамках которых проводятся исследования по созданию научно-технического задела для перспективных образцов ВВСТ и технологий их производства.
Московские школьники отправятся на Северный полюс
14 московских школьников скоро отправятся в Большую арктическую экспедицию в составе двух отрядов, подготовленных известным путешественником Матвеем Шпаро. Отряду «Полюс» предстоит отправиться на Северный полюс на лыжах. Кандидаты прошли отбор в ходе учебно-тренировочных сборов в Карелии. Условия тренинга были максимально приближены к арктическим, в течение дня ребята проходили по 20 километров.
В научный отряд «Барнео» вошли победители конкурса «Арктика» и школьники, прошедшие отбор во время учебно-тренировочных сборов в Подмосковье. На российской научной базе «Барнео» дети под руководством победителя конкурса «Учитель года Москвы — 2018» Игната Игнатова проведут ряд научных исследований по запросу российских институтов. С собой в Арктику школьники возьмут автоматический арктический зонд, сконструированный учениками московских инженерных классов.
Читайте также: Новую зимовочную станцию Восток возведут в Антарктиде к 2023 году