2 сентября состоялась реконструкция Бородинской битвы, приуроченная к годовщине Отечественной войны 1812 года. / Фото: Петр Болховитинов, «Вечерняя Москва»

Зарядили на славу! Мир отметил 200-летие Бородинской битвы

Общество

Дмитрий Фост, военный историк. Автор видео: Анна Лапшина

- Орудия к бою, пли!

Пехота выдвигается вперед, солдаты поднимают ружья. В ответ получают оглушительную дозу огня со стороны французов. Запах пороха разносится по всему полю.

В юбилейной реконструкции принимают участие 2000 пехотинцев, 400 артиллеристов и около трех сотен всадников  – все это члены военно-патриотических клубов России и Европы. Сражаться за армию Наполеона приехали его соотечественники. Француз Анри Рошер, большой поклонник императора, рассказывает, что его предки погибли на войне, поэтому он в Россию приехал почти в паломнический тур – долг отдавать. Пусть и понарошку.

А ведет русское войско в бой Павел Тимофеев. Ему в этом году, как впрочем, и во все предыдущие двадцать лет, досталась роль Кутузова.

- Просто он статью вышел, - смеются боевые товарищи. – Никто так не похож на великого полководца, как он.

Всего здесь собрались около 200 тысяч человек. Приблизительно столько же, сколько было бойцов в наполеоновской «Великой армии». Наша армия насчитывала на 50 тысяч человек меньше, и они были значительно хуже вооружены, чем французы.

- Сегодня мы впервые представляем все эпизоды битвы. Не один какой-то, как это было раньше, а на километровом расстоянии по фронту мы изображаем все то, что происходило на правом и левом флангах одновременно, – рассказывает президент Международной военно-исторической ассоциации Александр Валькович.

Конечно, полностью воссоздать события двухсотлетней давности невозможно: не хватит ресурсов – людей и техники. Поэтому реконструируют самые значительные события сражения: вот Барклай де Толли с полком спешит на подкрепление к батарее Раевского. Французы яростно атакуют. Грохот, дым от пальбы, ржание испуганных лошадей. В составе полка храбрый молодой человек, отбивавшийся от «французов».

- В атаку! – слышна команда командиров. – Пли!

Начинается перестрелка. Юноша отбивается прикладом от окруживших его «французов», не успевает достать штык и погибает смертью храбрых. Я вижу, как молодой человек лежит на поле с закрытыми глазами и яростно закусывает губу. Вероятно, он хотел, чтобы этот бой для него кончился по-другому…

Через некоторое время ожесточенный бой начинает стихать. Диктор в рупор объявляет о завершении сражения. Оно длилось полтора часа, в то время как настоящая бородинская битва продолжалась 12 часов.

- Устали? - спрашиваю «француза», в миру - члена военно-патриотического клуба Алексея Яковлева, бредущего с поля с фуражкой под мышкой.

- Есть немного, - смеется Алексей. – Вон китель – хоть отжимай, весь мокрый. Пойду до лагеря - будем отмечать завершение битвы. Специально вина хорошего взял. Французского…

Храброго юношу, «погибшего» во время штурма батареи Раевского, зовут Александр Михалков. В жизни он студент-экономист.

- Для меня это первое сражение, - возбужденно рассказывает Саша. – Я не ожидал, что так серьезно все будет, весь этот грохот, дым… Ну и испугался малость…

Саша стал солдатом Русского императорского войска случайно – пришел с другом в начале лета в лагерь реконструкторов. Да там и остался. Затянуло.

- В обычной-то армии, небось, не служил? – подкалываю я парнишку.

- Не успел пока, - Саша смущается. – Да и не хочется. Здесь-то красота: ровные полки, лошади, яркая форма…А там…- Парнишка обреченно махнул рукой. – Но вы не думайте, если война начнется, родину защищать пойду!

Русские и «французы» расходятся по своим лагерям: там их ждет костер и горячий обед. А после променад по полю и танцы…

amp-next-page separator