Я спросил у доктора... С введением новых нормативов поликлиники стали более открытыми

Общество
Сегодня почти все поликлиники перешли на работу по новому стандарту. «ВМ» задала шесть вопросов экспертам, чтобы сравнить работу медучреждений Москвы и регионов.

Московский стандарт разрабатывался совместно с москвичами. Чтобы создать «единый свод правил» для поликлиник, провели опрос горожан, и каждый мог высказать предложения по улучшению работы мед учреждений. Эти предложения легли в основу новых стандартов. Их составляющие — повышение доступности медпомощи, сокращение очередей и сроков ожидания приема у врача.

ШЕСТЬ ОСТРЫХ ВОПРОСОВ МЕДИЦИНЫ. ПРОВЕРЯЕМ ЦЕНЫ ЛЕКАРСТВ, ОБСЛЕДУЕМСЯ И ЗАПИСЫВАЕМСЯ К ВРАЧУ ОНЛАЙН.

1. НОВЫЙ СТАНДАРТ

Снизить нагрузку на врача, не связанную с оказанием медицинской помощи, помогло создание специальных сестринских постов в поликлиниках. Здесь можно оформить рецепт на льготные лекарства, направление на медико-социальную экспертизу или анализы, получить необходимые справки. Как показывает опыт работы таких постов, они позволяют освободить для приема пациентов до 50 процентов рабочего времени врача.

Пациентам с острой болью предоставлена возможность без предварительной записи попасть на прием к дежурному врачу в день обращения.

По оценке руководства Департамента здравоохранения города Москвы и главных врачей поликлиник, эти преобразования положительно сказались на эффективности работы медицинских учреждений и по достоинству оценены москвичами. Уже к октябрю 2015 года новый подход внедрят во всех поликлиниках.

По словам заместителя руководителя департамента Алексея Погонина, получение обратной связи от населения о работе поликлиник будет оставаться неотъемлемой частью московского нового стандарта. Для этого существует несколько возможностей: поликлинику можно оценить с помощью анкетирования по электронной почте либо на портале «Наш город» (gorod.mos.ru.«ВМ»).

Эти опросы показали, что 88 процентов москвичей удовлетворены работой своих поликлиник.

С 1 июля в медучреждениях заработал новый сервис опросов. После приема у врача на электронный адрес пациента приходит письмо с вопросами, остался ли он доволен врачом, сотрудниками поликлиники и общим состоянием учреждения. Результаты помогут улучшить качество медицинского обслуживания.

— Перемены сложно не заметить, ведь московский стандарт начинается прямо со входа в медучреждение, — подчеркнул Алексей Погонин. — Поликлиника, как и театр, начинается с вешалки, то есть с гардероба, который теперь выглядит по-новому. Создавая открытое пространство, мы срезаем решетки с гардеробов и делаем все, чтобы пациенту было комфортно.

Маршрут пациента начинается с инфомата. Здесь его встречает медицинская сестра, которая поможет записаться на прием к врачу, порекомендует специалиста. Подобная оптимизация только одного такого параметра, как запись к врачу, уже позволяет избавиться от очередей в поликлиниках, а значит, и повысить доступность медпомощи. Но только этим нововведения не ограничились. Как пояснил замглавы Департамента здравоохранения Алексей Погонин, изменилась и регистратура.

— Вместо регистратуры теперь установлены инфоматы. Для удобства пациентов их консультируют сотрудники у стоек информации. Все карты, которые хранились в регистратуре, мы вынесли в отдельное помещение, куда нет доступа для пациентов. Им не нужно получать карту на руки. Когда пациент записывается к врачу, его карта заблаговременно доставляется в кабинет специалиста. Я думаю, что теперь карты теряться не будут — а это было очень серьезной проблемой.

По московскому стандарту, когда врач начинает консультацию пациента, он нажимает специальную кнопку на компьютере «начать прием». Это позволяет понять, сколько пациент ожидал перед кабинетом, сколько длился прием и, главное, чем он закончился. Все это мы будем использовать в работе по повышению качества медпомощи.

Мы внедрили систему консультирования пациентов средним медперсоналом на так называемом сестринском посту. Здесь можно получить выписки медицинских документов. То есть мы освободили врача от бумажной работы.

Медсестры могут выписывать повторные рецепты хроническим больным в тех случаях, когда не требуется коррекция лечения, различные справки, санаторно-курортные карты, направление на медико-социальную экспертизу. Они могут изменить давление и провести другие процедуры, которые не требуют участия врача. Дело в том, что эти манипуляции занимают чуть ли не 50 процентов от объема времени, в которое врач ведет прием пациентов. Мы снижаем нагрузку на врачей, что позволяет им заниматься непосредственно лечением. В ближайшее время на сестринских постах появятся электронные тонометры. Пациенту достаточно будет положить руку в специальный аппарат, давление автоматически измерится, а результат будет распечатан на небольшом чеке, который потом нужно показать врачу. К концу этого года электронные тонометры появятся во всех поликлиниках московского стандарта.

Создаются специализированные врачебные бригады, которые выезжают к пациенту на дом. Раньше этим занимался участковый терапевт, который добирался к больным своим ходом. С собой у него был ограниченный набор препаратов и мединструментов. Теперь врач приезжает на вызов на машине поликлиники. Оснащение выездных бригад транспортом сокращает длительность обработки одного вызова на дом в среднем с 30 до 17 минут. Время осмотра пациента не уменьшается и в обоих вариантах составляет в среднем 12 минут.

Кроме того, мы расширили набор лекарственных препаратов и инструментария. У врача с собой есть аппарат для измерения электрокардиограммы. Это позволяет отслеживать состояние пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и учитывать эти показатели при назначении лечения. К тому же мы не отвлекаем участкового врача от приема в поликлинике, общее время которого увеличилось с 4 до 8 часов.

Также в поликлиниках, перешедших на московский стандарт, созданы call-цен тры, которые принимают от пациентов вызовы на дом. Трубку берет не просто оператор, а квалифицированный медицинский сотрудник, который может проконсультировать, порекомендовать, что лучше: вызвать врача на дом или прийти в поликлинику. Эти сотрудники могут сразу же записать пациента к специалисту.

В каждом филиале поликлиники московского стандарта теперь должен работать дежурный врач, к которому может обратиться пациент с острой проблемой.

2. ДОРОГИЕ ЛЕКАРСТВА

Иван Глушков, представитель компании-производителя лекарств:

- Наша компания экспортирует много лекарственных препаратов из России. Мы обеспечиваем процентов 20 экспорта страны. И мы видим, что лекарства, которые мы из России поставляем в Германию и другие страны Евросоюза, там стоят в разы дешевле, чем в России. Это ненормально.

Проблема контроля за ценами, чтобы избежать их завышения, знакома и Мосгордуме, депутаты которой регулярно проводят рейды. А также — профильному департаменту.

Константин Кокушкин, начальник управления фармации Департамента здравоохранения:

- Контролем за ценами на препараты из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в Москве занимается Дирекция по координации деятельности медорганизаций Департамента здравоохранения. Но участвовать в ценовом контроле за этими препаратами могут и сами москвичи. В случае приобретения лекарства по цене, превышающей предельную розничную цену в городе, нужно предоставить информацию об аптеке (наименование и фактический адрес осуществления деятельности или номер лицензии), а также взять кассовый чек, если он сохранился. Все это пригодится для проведения контрольных мероприятий. Эти данные можно направить письмом в департамент (адрес: 127006, город Москва, Оружейный пер., 43) или в Дирекцию по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения Москвы (адрес: 115280, 2-й Автозаводский пр-д, 3, стр. 1). Также жители столицы смогут изменить ситуацию с помощью портала «Наш город» (gorod.mos.ru.«ВМ»), оставив жалобу в разделе «Учреждения социальной сферы» — «Аптеки».

КАК РАБОТАЕТ СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИКЛИНИКА

Фото: Из архива

3. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ОМС

Елена Лучева, главврач поликлиники из тульской области:

- Вопрос о роли страховых компаний в ОМС был самым, наверное, больным и острым. Потому что действительно большая часть медсообщества выступает за отмену страховых компаний, потому что считает их неэффективными посредниками, на содержание которых у нас ежегодно тратится 20 миллиардов рублей. Но позиция Министерства здравоохранения, Федерального фонда обязательного медстрахования иная: они считают, что их необходимо оставить.

В Москве контроль за страховыми компаниями осуществляется достаточно жестко.

Владимир Зеленский, директор Московского городского фонда обязательного медицинского страхования:

- Процедура контроля деятельности страховых медицинских организаций очень подробно прописана в нормативной базе, правила игры достаточно жесткие. Наш фонд ежегодно проверяет каждую компанию, участвующую в Программе обязательного медицинского страхования Москвы. По данным Федерального фонда ОМС, за первое полугодие 2015 года в России штрафы для поставщиков этих услуг составили около 98 миллионов рублей, из которых более 55 миллионов — штрафы по итогам проверок, проведенных московским фондом. Поэтому, если деятельность страховых компаний станет абсолютно прозрачной (будет опубликована информация о проделанной экспертной работе, работе с застрахованными, о расходах на ведение дел и так далее), выработки специальных критериев не потребуется.

С изъятием лицензии сложнее: территориальные фонды работают со страховыми компаниями в рамках договорных отношений, лицензии на деятельность в сфере ОМС выдает Банк России. К сожалению, в настоящее время по закону нарушение страховщиками условий договоров не является основанием для приостановки или отзыва лицензии.

В подавляющем большинстве развитых стран мира функционирует страховая модель финансирования здравоохранения. Она имеет ряд неоспоримых преимуществ. Первое — это обособленный бюджет, не зависящий от смены приоритетов. Второе — это возможность стимулировать максимальную активность и конкуренцию среди медицинских организаций — деньги следуют за пациентом. И третье — это наличие информированного «покупателя» — страховая компания, оплачивая медицинскую помощь, в состоянии оценить ее качество.

4. ПЛАТНАЯ МЕДИЦИНА

Николай Говорин, сопредседатель регионального штаба ОНФ в забайкальском крае:

- Значительную часть населения практически подталкивают в платную медицину. Только за последние полгода люди стали платить за услуги в здравоохранении на 13 процентов больше. На 25 процентов увеличились их траты на лекарственные препараты.

В столице подобной тенденции не наблюдается, и даже процентные показатели — иные.

Лариса Картавцева, заместитель председателя комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья:

- Что касается роста объема предоставляемых платных услуг в госучреждениях здравоохранения, то давайте посмотрим на цифры. В консолидированном бюджете каждой поликлиники Москвы в 2014 году объем таких услуг составлял в среднем 3 процента. В этом году он увеличился на 1,8 процента. Мне кажется, что здесь нельзя говорить о каком-то большом росте. При этом хочу заметить, что весь объем услуг по оказанию необходимой медицинской помощи, предусмотренный программой обязательного медицинского страхования, в каждой поликлинике Москвы сегодня предоставляется в полной мере и абсолютно бесплатно.

5. ПРОСТОЙ ТЕХНИКИ

Олег Лукин, главный врач больницы из Челябинска

- По результатам мониторинга ОНФ выявлено, что порядка 9 тысяч единиц медоборудования, которое было закуплено в рамках модернизации, на сегодня не используется.

Людмила Стебенкова, председатель комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья:

- Вся сложная техника уже закуплена, и в Москве ей некогда простаивать. Сегодня в амбулаторной сети проводятся массовые обследования населения. Причем речь идет о сложных обследованиях, в том числе магнитно-резонансной томографии (МРТ), компьютерной томографии (КТ), ультразвуке экспертного класса. Такая техника не простаивает, москвичи постоянно записываются на исследования. Так что в Москве такой проблемы точно нет.

ЗАПИСЬ К ВРАЧУ ЧЕРЕЗ ИНФОРМАЦИОННЫЙ КИОСК:

Фото: Из архива

6. ЗДРАВСТВУЙ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИКЛИНИКА

Николай Говорин, сопредседатель регионального штаба ОНФ в забайкальском крае:

- Очень четко обозначилась еще одна болезненная проблема — переток квалифицированных кадров из государственного здравоохранения в частный сектор.

В столичном здравоохранении подобной проблемы вовсе не существует. Благодаря росту среднего показателя зарплаты происходит обратная тенденция: из частных клиник лучшие специалисты приходят в городские поликлиники.

Лариса Картавцева, заместитель председателя комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья:

- Такой тенденции, когда наши врачи уходят из московских поликлиник в частные, не наблюдается. Я не вижу никакого смысла переходить специалистам в частные структуры, потому что в наших же поликлиниках есть отделения платных услуг. Если говорить о заработной плате наших врачей, то зарплата, например, участкового врача в столичной поликлинике составляет не менее 80 тысяч рублей в месяц, что значительно превышает показатели в среднем по стране.

САМОСТОЯТЕЛЬНО МОЖНО ЗАПИСАТЬСЯ К ШЕСТИ СПЕЦИАЛИСТАМ

Для детей

• Педиатр

• Участковый педиатр

• Детский психиатр

• Детский хирург

• Детский уролог-андролог

• Детский врач-стоматолог

Для взрослых

• Терапевт

• Участковый терапевт

• Врач общей практики (семейный врач)

• Хирург

• Акушер-гинеколог

• Стоматолог-терапевт

ГОРОДСКИЕ ПОЛИКЛИНИКИ ОКАЗЫВАЮТ УСЛУГИ:

• Первичная медпомощь

• Диагностика (анализы)

• Консультация и лечение у специалистов

• Вакцинация

• Экстренная неотложная помощь

• Диспансеризация

ЦИТАТА

Алексей Хрипун, глава Департамента здравоохранения

Создание многопрофильных медучреждений повысило доступность, а также качество медпомощи. Преобразования в здравоохранении, которые произошли за последние пять лет, улучшили основные демографические показатели. Так, средняя продолжительность жизни в 2014 году (по сравнению с 2010 годом) увеличилась на 2,6 года и составила 76,7 лет.

ТОП-5 ПОЛИКЛИНИК ГОРОДА ПО РЕЙТИНГУ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1. Поликлиника № 5 Управления делами президента РФ на Плющихе владеет узкоспециализированными методиками диагностики, отличается наличием большого числа отделений, собственной клинико-диагностической лаборатории, а 69 процентов врачей составляют специалисты высшей категории.

Ассистент хирурга Иван Епзанов контролирует работу робота Да Винчи / Фото: Анна Иванцова

2. В Городской поликлинике № 129 на Ладожской улице оказывается помощь по всем медицинским профилям населению всех возрастных категорий. Здесь применяются уникальные методы лечения и обследования: озонотерапия, стробоскопия, гидроколонотерапия, биорезонансная терапия.

Фото: Из архива

3. Поликлиника № 218 на проезде Шокальского проводит комплексное обследование организма в рамках акций «Здоровое сердце» и «Здоровый желудок». Здесь проводятся физиопроцедуры: циркулярный душ, жемчужные ванны, душ Шарко.

Фото: Из архива

4. В Городской поликлинике № 219 на бульваре Яна Райниса работают центры здоровья, в которых можно пройти бесплатное скрининговое обследование сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, имеется отделение скорой неотложной помощи, круглосуточное травматологическое отделение

Фото: «Вечерняя Москва»

5. Городская поликлиника № 23 на улице Авиаконструктора Миля включает оснащенный современным оборудованием центр здоровья, круглосуточный травмпункт. На регулярной основе здесь бесплатно проводятся «дни женского здоровья» и «дни мужского здоровья», диспансеризация детей-сирот.

Фото: Из архива

amp-next-page separator