Московские школьники и их родители на форуме «Город образования» узнают много нового и полезного. Для них проводят презентации, лекции и мастер-классы / Фото: Алексей Орлов / Вечерняя Москва

Реформы образования изменят привычный облик школы

Общество
«Вечерняя Москва» решила разобраться, каким будет новое Министерство просвещения России.

В середине мая президент России Владимир Путин утвердил новую структуру Министерства образования и науки. Его разделили на два самостоятельных ведомства: Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения. Руководителем последнего стала Ольга Васильева.

400 просвещенцев

Сейчас формирование Министерства просвещения на финишной прямой. Об этом сообщила Ольга Васильева на Восточном экономическом форуме (ВЭФ).

– Мы фактически закончили формирование. У нас сложившихся 13 департаментов, количество сотрудников, работающих в министерстве, будет превышать 400 человек – это меньше, чем в едином Министерстве образования и науки. На мой взгляд, это оптимальная цифра, чтобы решать вопросы, которые определены министерством. Это политика в области общего образования и среднего профессионального образования. На сегодняшний день процесс формирования подходит к концу, поэтому мы сможем вполне в нормальном режиме работать, обычном, – пояснила Васильева.

Кто составит костяк министерства? По словам Васильевой, управленцами станут бывшие заместители, которые трудились на полях Минобрнауки. Так, например, за приоритетное направление – общее образование – теперь отвечает Татьяна Синюгина.

– Ирина Петровна Потехина будет курировать среднее профессиональное образование, также важнейший приоритет для нас. Что касается Павла Станиславовича (Зеньковича. – «ВМ»), кроме основных своих обязанностей статс-секретаря, в круг его обязанностей входит и забота о детских летних оздоровительных центрах федерального значения, – добавила Васильева.

Упор на традиции

Каких изменений ждать в сфере школьного и среднего профессионального образования? Министерство просвещения планирует возродить заочные физико-математические школы, а также поддерживать талантливых ребят. Ведь без поддержки педагогов ребенок не всегда может проявить себя.

Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

– У нас есть несколько направлений поддержки способных, талантливых детей. Я убеждена, что каждый человек способен, и есть у него склонность к тому или иному виду деятельности… Мы сейчас с новой силой будем возрождать заочные физико-математические школы, – сказала Васильева.

Чего еще ожидать – поинтересовались у экспертов.

Денис Фомин-Нилов, кандидат исторических наук, ректор Государственного академического университета гуманитарных наук:

– Вопрос интересный. Все заинтригованы: каких же действий и государственной политики ждать от Министерства просвещения. Исторически получается, что мы вернулись в старые добрые времена, когда два министерства (школьного и университетского образования) существовали отдельно друг от друга. Глава Минпросвещения Ольга Васильева – известный историк и уже много лет работает на государственной службе. Она всегда выступала за сохранение традиций и подчеркивала огромное воспитательное значение дошкольного и школьного образования в деле формирования личности. Поэтому, думаю, основной акцент будет сделан на внедрение в школьное и среднее профессиональное образование элементов гражданского, духовно-нравственного и патриотического воспитания. При этом, конечно же, будет сохраняться и так называемая практика оказания образовательных услуг, когда родители и дети выступают в качестве заказчиков определенных учебных курсов, позволяющих сформировать конкретные навыки, компетенции, получить знания и прочее. 

Что касается внедрения цифровых технологий, то это двоякий вопрос. Не все регионы смогут оснастить школы и техникумы гаджетами и компьютерами, это уж вопрос возможности федерального и региональных бюджетов. 

Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Реморенко, директор Московского городского педагогического университета:

– Министерству просвещения предстоит принимать непростые решения. Потому что, с одной стороны, от ведомства ждут традиций и того, что будет вызывать одобрение у той части населения, которая ожидает уверенности в образовании, как это было в советское прошлое. С другой стороны, очень четко стоят задачи по конкуренции с другими странами. В частности, поручение о том, что общее образование должно войти в десятку лучших стран по общему образованию в мире. И тут нужно понимать, что если мы говорим о международных исследованиях по качеству образования, то там ориентация образования совсем не на те параметры, которые были в советское время. И вот как Министерство просвещения будет балансировать между ожиданиями населения и международными стандартами – это вопрос.

amp-next-page separator