Дина Саттарова: Население новых кварталов вырастет не более чем на треть
Над разработкой проектов планировки кварталов по программе реновации работают ведущие отечественные планировщики. О том, как создается проект, какие аспекты необходимо принять во внимание, как учитывается мнение жителей при доработке «ВМ» рассказала директор Научно-исследовательского и проектного института Градостроительного планирования Москвы Дина Саттарова.
— Дина Илинична, расскажите, как поэтапно проходит работа над проектом? Какие работы проводятся непосредственно на месте?
— Работа над каждым проектом проходит в несколько этапов. Вначале проектировщики получают утвержденное заказчиком — Москомархитектурой — техническое задание и необходимые исходные данные, включающие материалы актуальной подосновы, данные отраслевых департаментов и уполномоченных городских структур по проектируемым территориям. Следующий этап — проведение анализа существующего использования территории проекта планировки путем неоднократных выездов на место для натурных обследований и фотофиксации. Дополнительно проводится фотофиксация проектируемой территории с использованием квадрокоптеров для определения качественных характеристик планируемой городской среды.
После этого сотрудники Градплана города Москвы выполняют поиск возможного проектного решения с учетом многофакторного анализа — существующей и планируемой городом инженерно-транспортной инфраструктуры, экологических и историко-культурных ограничений, социальной инфраструктуры. Разработанные эскизы проектного решения с рассчитанными технико-экономическими показателями и экономическими характеристиками неоднократно рассматриваются в Москомархитектуре, а также в уполномоченных органах исполнительной власти города — так происходит выбор оптимального для каждой конкретной территории решения.
После завершения разработки проекта планировки территории (ППТ) проектировщики подготавливают обосновывающие материалы и основную часть, подлежащую утверждению на публичных слушаниях с жильцами домов, включенных в Программу реновации.
— Какой из трех разработанных Институтом проектов второй волны публичных слушаний оказался самым сложным?
— Хочу отметить, что все три проекта уникальны, интересны, сложны и трудоемки. Каждый по-своему. Основная сложность в том, что сносу подлежит пятиэтажная застройка, расположенная в соседстве с сохраняемыми жилыми и нежилыми зданиями. А в задачи проекта в качестве приоритетных требований, диктуемых Постановлением № 497 правительства Москвы о программе реновации, заложено обновление среды жизнедеятельности, общественного пространства и создание благоприятных условий проживания граждан. Поэтому каждый участок под размещение нового строительства рассматривается комплексно и в увязке со всей планировочной структурой жилого микрорайона.
— Можно ли выделить конкретные особенности каждого проекта?
— В ППТ микрорайона «Ж» района Люблино, например, удалось сформировать новый проезд общего пользования с организацией обновленной городской среды по периметру проезда. Архитекторы спроектировали территорию таким образом, что в зону комфортного транспортного и пешеходного доступа попадает вся новая жилая застройка, новая детская школа искусств и сохраняемые жилые дома.
В Свиблове 23а ППТ предусматривает изменение планировочного направления городской магистрали: предлагается использовать существующую проезжую часть с нормативным уширением для пропуска общественного транспорта в соответствии с нормативным классом дороги без прохождения дороги вдоль особо охраняемой природной территории и усадьбы Свиблово. А по улицам Седова и Снежной заложено формирование бульвара и сквера с элементами улучшенного благоустройства.
Говоря о ППТ Свиблово 24, нужно отметить, что в реорганизацию попала срединная часть микрорайона, где компактно расположились группы новой жилой застройки и новые объекты социальной инфраструктуры. На месте сноса жилых домов мы предлагаем строительство ФОК и новой детской поликлиники. Сквер рядом с музыкальной школой подлежит благоустройству как продолжение парка по Снежной улице. В результате все три проекта планировки нацелены на создание комфортной, благоустроенной и интересной среды для всех групп жителей.
— Активно муссируется тема колоссального увеличения плотности населения на проектируемых территориях. Каковы реальные показатели?
— Необходимо помнить, что программа реновации — государственный проект, для которого установлены четкие правила. Проектирование велось в условиях очень высоких требований к проектам, к проработке материалов, к мельчайшим деталям и формату визуализации. Практически во всех проектах планировки прирост населения не превышает трети от существующего в настоящий момент. Наша задача как градостроителей — создать максимально комфортную для каждого жителя городскую среду, и, судя по обратной связи от жителей районов, нам это удалось. А критики программы реновации, как мы можем видеть во время и после процедуры публичных слушаний, не планируют знакомиться с ней детально. Если бы материалы проектов были ими изучены, их обвинения в адрес авторов проектов во многом не имели бы под собой оснований.
— Можно ли назвать знаковый объект по каждому проекту? Это может быть жилой дом, парк, долгожданная школа или любой другой объект.
— В каждом проекте планировки есть социально значимые объекты, дефицит которых ощущают жители района. Так, в микрорайоне «Ж» района Люблино архитекторами запланировано строительство новой детской школы искусств. В это здание переедет коллектив действующей музыкальной школы. В микрорайоне 24 района Свиблово — благоустройство территории рядом с Капустинским прудом и новые социальные объекты: физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном и детская поликлиника. По Свиблово 23а — новый детский садик и благоустройство территории общего пользования.
— Очевидно, что невозможно учесть все пожелания и замечания жителей. Каким из них по итогу публичных слушаний отдается приоритет?
— К каждому пожеланию и замечанию жителей специалисты отнесутся с уважением и вниманием, ведь за каждым из них стоят переживания людей, желание разобраться в предлагаемых решениях, которые в результате реализации проектов изменят их жизнь. Мы хотим, чтобы жильцы реновируемых домов понимали, что за каждым решением в проекте стоит многолетний опыт и знания специалистов в сфере градостроительства. Поэтому следует ожидать компромиссных решений, которые не будут спорить с нормативными требованиями, но в то же время учтут пожелания жителей, возможности ресурсов территории, градостроительные принципы и правила, а также инженерные ограничения и задачи транспортного развития.
— Дома будут выше, дворы будут без машин, подземные паркинги появятся не везде. За счет чего тогда вырастет число машиномест?
— Новые машиноместа планируется размещать в составе организованных парковок на территориях, улично-дорожной сети, а также в подземных и наземных гаражах-паркингах.
— Какие новые или реконструированные социальные объекты появятся на проектируемых территориях?
— У каждого района программы реновации свои потребности в обеспеченности социальной инфраструктурой. В составе каждого проекта планировки территории запланированы новые социальные объекты. Это детские сады или школы, многофункциональные спортивные центры, ФОКи с бассейном или поликлиники. Первые нежилые этажи новых домов также предназначены для размещения подобных объектов. В комфортной пешей доступности будут располагаться магазины, банки, фитнес-центры, салоны красоты и так далее.
— Вызывает ли проблемы необходимость вписать сохраняемые объекты в новую застройку? Как при этом реализовать стандарт комфортной среды?
— Одна из трудностей создания проекта планировки — это грамотное проектирование в стесненных условиях плотной городской застройки. Наша задача — сохранить действующую сеть инженерных коммуникаций и компактно разместить новые, внимательно относясь к сложившимся пространствам вдоль сохраняемой застройки. То есть требования стандарта к улучшенному благоустройству обязывают градостроителей проводить мероприятия, повышающие комфорт и удобства на территории, комплексно и бережно.
Читайте также: Около 20 семей в Южном Бутове заключили договоры на квартиры по реновации