Житель Новой Москвы Сергей Усачев так хорошо вписался в образ писателя и журналиста Владимира Гиляровского, что не отличишь / Фото: Виктор Хабаров

Наш дядя Гиляй всех очаровал

Общество
По итогам 2016 года на городском смотре «Информируем из первых рук» среди окружных и районных изданий столицы наша газета заняла третье место в номинации «Лучшая окружная газета». А цикл публикаций «Деревенька моя» был отмечен дипломом как «Лучшая авторская публикация о жизни города». Жюри конкурса оценило оригинальность замысла — ведь по деревенькам Новой Москвы корреспондент путешествовала вместе с «двойником» москвоведа, писателя и журналиста конца XIX — начала XX века Владимира Гиляровского.

Очень уж заманчивой показалась нам идея — по примеру дяди Гиляя запечатлеть быт и нравы сегодняшних новых москвичей. Была и еще одна причина погреться в лучах славы известного писателя.

В предисловии к книге «Москва и москвичи», написанном Гиляровским 80 лет назад, есть такие строки: «… я вижу растущую не по дням, а по часам новую Москву. Она ширится, стремится вверх и вниз, в неведомую доселе стратосферу и в подземные глубины метро…» Точь-в-точь про сегодняшнюю Новую Москву! Тогда пазл сложился окончательно.

Гиляровского согласился сыграть сварщик высшего разряда, житель одной из новомосковских деревенек Сергей Усачев, имевший портретное сходство с нашим героем. Новичок в фотосессиях и перевоплощениях, Сергей, стоило ему надеть котелок, бабочку и взять в руки бутафорскую трость вместо сварочного аппарата, быстро входил в роль.

После каждого выхода газеты с нашей публикацией Сергей звонил с восклицанием: «Представляете, меня опять не узнали!» Мистификация дошла до того, что знакомые начали поздравлять его с Днем рождения в декабре, хотя оно в июле. Гиляровский ведь родился 8 декабря 1855 года.

Сам процесс сбора материала был не менее увлекательным. Удивительно, чем больше копаешься в прошлом деревень, тем больше находишь параллелей с настоящим. Как страдали несколько веков назад жители деревни Молодцы от поборов монголо-татар, так и сейчас не могут смириться со сборами старосты. Даже фамилия старосты, по иронии судьбы, оказалась Мамаев, и он был не коренной в деревне, пришлый.

Жители деревни Алхимово, хотя металл в золото превращать не умеют, но экспериментируют на огородах, выращивая гигантские кабачки, вкуснейшие помидоры и перцы — на вес золота. А сколько удивления было, когда на старых картах мы обнаружили, что деревня Рассудово раньше называлась Дуровкой, и эта игра слов запустила цепочку открытий.

Жители деревень всегда радушно встречали нашего Гиляровского, собирали консилиумы старожилов и всю деревню на фотосессии.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Наталья Свиридова, староста деревни Рассудово:

— Мне очень понравился очерк о нашей деревне. Горда тем, что о нашей деревушке теперь узнали все читатели Новой Москвы. Когда вышел тираж, я разнесла всем газетку на память. В очерке приводятся интересные факты о деревне, думаю, что многие даже не представляли, что живут в месте с такой богатой историей. Эта публикация вызвала волну интереса к истории селения .

amp-next-page separator