Святые Киприан и Иустина. «Злодей» и «жертва»
Они явили собой классический дуэт — злодея и жертвы. Киприан — черный маг, наводивший ворожбу на благочестивую деву с помощью сил тьмы. Иустина — дева, сумевшая противостоять злым чарам и обратить во Христа своего противника. Оба прославлены Церковью в чине мучеников, к их молитвенной помощи прибегают в борьбе с нечистыми духами.
«ПОЛК БЕСОВ В УСЛУЖЕНИЕ»
Он был не просто магом и волхователем, а как сказали бы сейчас — элитой колдовского мира. Киприан жил во время царствования римского императора Декия. Родом из Карфгена, он еще в детстве был посвящён родителями на служение языческому богу Апполону. В семь лет святого отдали в обучение к чародеям. А уже в девять он отправился на гору Олимп, где постиг бесовские превращения, научился изменять свойства воздуха, наводить ветры, возмущать морские волны, и насылать болезни и язвы на людей... Впоследствии Киприан рассказывал, что видел бесчисленные полчища бесов во главе с князем тьмы, языческих богов и привидений с призраками (вызывать которых он учился в строгом сорокадневном посте).
Когда Киприану минуло 15, он отправился в Аргус, где продолжал учиться у жрецов, при этом служа богине Гере. Затем — Артемиде в Таврополе. В Лакедемоне он получил знания о том, как вызывать мертвецов из могил.
Двадцати лет, Киприан оказался в Мемфисе, где продолжал совершенствовать свои весьма серьёзные к тому моменту знания. Надо сказать, что волхвов тогда почитали как очень мудрых людей, которым раскрыты многие тайны мира. И доля правды в этом была. По крайней мере учиться, чтобы достигнуть этой степени знаний, приходилось усердно. В тридцать Киприан освоил навык звездочетства, и на этом его учение было закончено. Он возвратился в Антиохию, где и жил после.
Так Киприан стал великим другом и верным рабом дьявола, удостоившись от него «чести» личной беседы, о чём свидетельствовал сам: «Поверите мне, что я видел самого князя тьмы, ибо я умилостивил его жертвами; я приветствовал его и говорил с ним и со старейшинами его; он полюбил меня, хвалил мой разум и пред всеми сказал: «Вот новый Замврий, всегда готовый к послушанию и достойный общения с нами!» И обещал он мне поставить меня князем, по исхождении моем из тела, а в течение земной жизни – во всем помогать мне; при сем он дал мне полк бесов в услужение. Когда же я уходил от него, он обратился ко мне со словами: «Мужайся, усердный Киприан, встань и сопровождай меня: пусть все старейшины бесовские удивляются тебе». Вследствие сего, и все его князья были внимательны ко мне, видя оказанную мне честь. Внешний вид его был подобен цветку; голова его была увенчана венцом, сделанным (не в действительности, а призрачно) из золота и блестящих камней, вследствие чего и все пространство то освещалось,– а одежда его была изумительна. Когда же он обращался в ту или другую сторону, все место то содрогалось; множество злых духов различных степеней покорно стояли у престола его. Ему и я всего себя отдал тогда в услужение, повинуясь всякому его велению».
Киприан погубил множество душ, без сожалений отдавая людей в жертву бесам. Многих обучил волхованию: одних – летать по воздуху, других – ходить по водам. Язычники почитали его как жреца, и часто обращаясь с просьбами. Он же содействовал им в любодеянии, вражде или мщении.
Но однажды случилось то, что вряд ли могли бы предсказать самые лучшие его учителя. Господь по великой Своей благости перевернул жизнь Киприана, словно проявил негативную плёнку и напечатал прекрасный снимок: из армады дьявольских слуг маг попал в сонм святых праведников...
«ЖЕНИХ МОЙ – ХРИСТОС»
В Антиохии тогда жила одна девица по имени Иустина. Происходила она из семьи язычников: отца её — Едесия, почитали как идольского жреца. Но не такова была сама Иустина. Услышав однажды об Иисусе Христе из уст проходившего мимо священника, она заинтересовалась и захотела узнать побольше...
Иустина стала тайно посещать церковь и скоро уверовала во Христа. Убедила в этом и мать свою - Клеодонию, а затем привела к вере отца. «Идолы сделаны руками человеческими и не имеют ни души, ни дыхания, а потому – каким образом они могут быть богами?» - так размышлял сам с собою Едесий. И однажды увидел во сне сонм ангелов, а среди них — Самого Христа. Который сказал ему: «Приидите ко Мне, и Я дам вам Царствие небесное!» После чего — наутнро, вся семья отправилась к епископу Оптату с просьбой о святом крещении.
Когда Едесий укрепился в Христовой вере, епископ поставил его пресвитером в храме. Через год и шесть месяцев глава семейства мирно отошёл ко Христу. Иустина же доблестно подвизалась в соблюдении заповедей Господних, в молитве и целомудрии, в посте и воздержании.Случилось так, что Аглаид — сын богатых и знатных родителей, увидев красавицу Иустину, когда та шла на службу в церковь, воспылал к ней и с этих пор не мог сомкнуть глаз. Юноша привык к роскошной жизни, многое давалось ему легко, а слова «нет» он и вовсе не знал... Но, как ни старался, не мог добиться взаимности. Иустина всякий раз отворачивалась, проходила мимо, не желая и слушать его льстивых и лукавых речей. Испробовав все пути, Аглаид послал сватов — но и те вернулись ни с чем.
«Жених мой – Христос; Ему я служу и ради Него храню мою чистоту. Он и душу и тело мое охраняет от всякой скверны.» - ответила Иустина.
ВОЛХОВАНИЕ КИПРИАНА
Исчеропав все возможности, Аглаид пришёл к Киприану — тогда уже весьма известному чародею, обещая хорошо заплатить за помощь. «Я сделаю так, что сама девица будет искать твоей любви и почувствует к тебе страсть даже более сильную, чем ты к ней.» - ответил тот. И призвал одного из своих подручных — падшего духа. По совету которого изготовил снадобье и передал Аглаиду, сказав окропить им дом Иустины.
Так блудный бес сумел войти в её жилище, чтобы уязвить сердце, и плоть разжечь нечистой похотью. Когда Иустина, по обычаю своему встала ночью, чтобы вознести молитвы Господу, то почувствовала волнение. В голове её навязчиво вертелся образ Аглаида. Теперь она помышляла о том, чего всегда гнушалась как скверны...
Сердце быстро подсказало ей, что источник этого — дьявол. Иустина, не мешкая, приступила к молитве. И кипеящая кровь успокоилась, мир поселился в сердце её. Бес же возвратился к Киприану с печальною вестью, что он ничего не достиг.
За первым бесом был послан второй — ещё более свирепый. Но Иустина и тут смогла победить — облекши тело свой во власяницу, она усмиряла его молитвой и постом.
Следующим был один из бесовских князей. Он действовал более искусно: приняв вид простой женщины, вошел к Иустине и стал мирно беседовать с ней, среди благочестивых слов вплетая лукавые измышления. «Если бы Ева сохранила чистоту, то как происходило бы умножение человеческого рода? - вопросил он в ответ на её проповедь.
Осенив себя крестным знамением, Иустина заставил демона с позором покинуть свой дом.
Киприан был озадачен — нечасто ему приходилось сталкиваться с такой силой. Ведь он был не просто магом и волхвом, но — одним из лучших, знаменитым и самым почитаемым в Антиохии. Он узнал у бесов, что сила Иустины — в кресте Господнем, что опаляет им крылья словно огнём. «Значит, такова ваша сила, что и слабая дева побеждает вас!»
Новую попытку предпринял дьявол, чтобы утешить лучшего своего ученика и избавить его от позора — послал к Аглаиду беса в образе Иустины. Но едва юноша произнёс «Иустина!», бес исчез, убоявшись даже имени её.
Аглаид был весьма удивлён, но решение его осталось непоклебимым.
Тогда маг сделал его способным передвигаться по воздуху. В образе птицы Аглаид хотел влететь к Иустине в окно, но прежде сел передохнуть на крышу её дома. В этот момент девица выглянула в окно, и бес, увидев её, в страхе бежал. Исчез и наведённый образ Аглаида — теперь он больше не был птицей, а выглядел как обычно. Молитвою Иустина смогла помочь ему спуститься.
«БОЖЕ ИУСТИНЫ, ПОМОГИ МНЕ!»
От злости Киприан стал мстить, наводя порчу на Иустину, на дом её, на родных и соседей... Весь город поразил он бедствиями. И, как водится, прошёл слух о том, что виной всему — Иустина. Началась новая глава её печальной истории — принуждение к замужеству с Аглаидом со стороны простых людей — жителей Антиохии, её соседей. Иустина долго и усердно молилась, и бедствия прекратились неожиданно, как и начались. Теперь горожане прославляли Христа и проклинали некогда уважаемого мага.
Тогда-то Киприан и понял всё о силе Божией и немощи бесовской. «О, губитель и обольститель всех, источник всякой нечистоты и скверны! Ныне я узнал твою немощь. Ибо если ты боишься даже тени креста и трепещешь Имени Христова, то что ты будешь делать, когда Сам Христос придет на тебя? Если ты не можешь победить осеняющих себя крестом, то кого ты исторгнешь из рук Христовых? Ныне я уразумел, какое ты ничтожество; ты не в силах даже отомстить! Послушавшись тебя, я, несчастный, прельстился и поверил твоей хитрости. Отступи от меня, проклятый, отступи,– ибо мне следует умолять христиан, чтобы они помиловали меня. Следует мне обратиться к благочестивым людям, чтобы они избавили меня от гибели и позаботились о моем спасении. Отойди, отойди от меня, беззаконник, враг истины, противник и ненавистник всякого добра!» - сказал он и тотчас был атакон своим бывшим союзником...
Не находя нигде защиты, Киприан, едва живой, вспомнил о крестном знамении, силою которого спаслась Иустина, и воскликнул: «Боже Иустины, помоги мне!» После чего, по примеру девицы, перекрестился. Бес отскочил. Схватка продолжалась долго и закончилась полной победой волхва: Бог Иустины помог даже её противнику!
Киприан прилюдно сжёг свои чародейские книги, раскаялся в грехах. Он пришёл в церковь и, стоя среди верущих, слушал слово Божие. Когда же дьякон повелел оглашенным выйти вон, сказал. «Я – раб Христов; не изгоняй меня отсюда.» После чего добавил: «Жив Христос, Бог мой, избавивший меня от дьявола, сохранивший девицу Иустину чистою и помиловавший меня; не изгонишь меня из церкви, пока я не стану совершенным христианином»
Епископ, видя преданность Киприана Христовой вере, немедленно крестил его и на восьмой день поставил чтецом. На двадцатый Киприана сделали иподиаконом, а на тридцатый день — диаконом. Через год он был рукоположенен в иереи. Скоро Киприана самого поставили епископом, и в этом сане он проводил такую жизнь, что сравнялся со многими великими святыми. Девицу Иустину он поставил диаконисою, а затем поручил ей женский монастырь, сделав игуменьей.
КИПРИАН, ИУСТИНА И ФЕОКТИСТ
Вскоре правитель Евтолмий велел схватить Киприана и Иустину и бросил их в темницу. «Зачем ты изменил своей прежней славной деятельности, когда был знаменитым слугой богов и многих людей приводил к ним?» - спросил он бывшего волхва. Получив ответ, велел повесить святого, а святую Иустину бить по устам и очам. После чего бросил обоих в кипящий котёл, но, по милости Божьей, оба остались живы...
Святых осудили на усекновение главы. Когда их привели на казнь, Киприан попросил себе несколько времени помолиться — для того, чтобы первой главу отсекли Иустине. Чтобы девица не дрогнула, видя его казнь.
Некто Феоктист так проникся их святым мученичеством, что объявил себя христианином и был кознён вместе с ними.
Шесть дней лежали тела непогребенными, после чего были тайно вывезены в Рим, где их с честью похоронила одна добродетельная женщина — Руфина, родственнице Клавдия кесаря.
Теперь их мощи почивают на Кипре, в деревне Менико близ Никосии, в храме священномученика Киприана и мученицы Иустины. Мощи были принесены на Кипр из Сирии в 1298 г. А в августе 2005 г. они впервые за 700 лет покинули Кипр для того, чтобы им смогли поклониться верующие в России.
В Москве мощи святых пребывали в Зачатьевском монастыре. В те дни в монастыре побывали более 60 тысяч человек, люди стояли по 4-5 часов. «За 10 дней, в течение которых святыня находилась в монастыре, к сестрам обращались люди, которые свидетельствовали о неожиданном выздоровлении после того, как они поклонились мощам», - рассказывала игуменья Иулиания, настоятельница обители. По ее словам, «исцеления происходили в основном от душевных болезней».