Как создавалась подземка
Строительство метро — это будничный подвиг. Как во времена первых пятилеток, так и сейчас.
Фильм «Добровольцы» о строительстве первой очереди метро заслуженно стал классикой. «Вечерка» вспоминает еще несколько сюжетов, которые могли бы послужить основой для приключенческого романа.
КАК «СИМЕНС» ОБСТАВИЛИ
В 1920-е годы Москва задыхалась в пробках. Многие пассажиры шли каждый день по 10–15 километров пешком — так все равно было быстрее. К тому же столичный статус провоцировал «гонку престижа» с Берлином, Парижем, Лондоном, там уже вовсю работал метрополитен.
— При управлении Московских городских железных дорог создали специальный отдел, который разрабатывал проект метрополитена, — рассказывает немецкий историк Дитмар Нойтатц. — В его составе были инженеры, имевшие опыт строительства метро в других странах. Помимо этого Моссовет заказал параллельную разработку проекта метрополитена у фирмы «Сименс-Бау-Унион». Вариант немецкой компании был готов к концу 1926 года. Однако контракт с «Сименсом» заключен так и не был. Советские руководители не решились предоставить иностранцам возможность вести подземные работы в сердце Москвы.
ПЯТИЛЕТКУ В ПОЛТОРА ГОДА
В июле 1931 года был организован трест Метрострой. Стройке был присвоен статус всесоюзной ударной.
— Однако первые два с лишним года строительство, по сути, не начиналось, — рассказывает историк Александр Зиновьев. — Причины: нехватка людей, техники, а главное — незнание технологий. Все изменилось только после объявления на Метрострой комсомольских наборов — людей стало больше, и пошла работа.
Так 11 километров первой очереди были построены не за 4 года, а всего за полтора!
АНГЛИЙСКИЙ ЩИТ
На некоторых участках было решено использовать тоннелепроходческий щит. Комплекс приобрели у англичан в начале 1934 года. А вот документация по сборке и эксплуатации щита в пути потерялась.
— Наши инженеры, лишь в общих чертах понимая, как работает щит, за пару ночей сумели разобраться в конструкции и запустить его в работу, — говорит краевед Антон Клунин.
О метростроевцах среди тех, кто не попал на стройку, ходили разные слухи. Говорили, что работа в шахте губит мужское здоровье, что гибель рабочих — обычное дело. Заработки то чудовищно преувеличивали, то безбожно преуменьшали. Обычной работой метростроительство стало лишь после войны — до нее Метрострой был окутан тайной.
НАЙТИ ТЮБИНГИ!
К началу войны тоннели третьей очереди были почти готовы. Оставалось совсем немного, но в 1942 году немцы дошли до Днепропетровска — там располагался завод, выпускавший металлическую облицовку тоннелей, тюбинги… — Решить проблему удалось, быстро запустив производство тюбингов на московских заводах — «Станколит», «Серп и молот», «Компрессор», — говорит Александр Зиновьев. — Именно на этой базе и начал разворачиваться послевоенный метрострой.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Айрат Багаутдинов, историк инженерии, блогер:
- Многие признают: московское метро — самое красивое в мире! Но если заглянуть за красоту мраморной отделки, мы увидим, что наше метро еще и рекордсмен по сложности строительства. В борьбе с московскими сложными грунтами впервые в стране были применены новые техники устройства тоннелей — замораживание грунта, битумизация, тоннель в кессоне. При строительстве станций поэкспериментировали с разными технологиями, попробовав применить и берлинский, и парижский, и лондонский способы.
Московское метро стало настоящей школой советских инженеров и стимулом для развития инженерной мысли. Самой «экспериментальной» была, разумеется, первая очередь — красная ветка. Но совместное творчество архитекторов и инженеров сделало метро таким красивым.
Александр Попов, историк Московского метрополитена, фотограф:
- В ноябре 1931 года был заложен опытный участок под Русаковской улицей, который начали строить по парижскому методу. Там был свод из бутового камня, мелкое заложение, без вскрытия поверхности земли. Строители попали в трубу и столкнулись с просадкой грунта.
В результате поняли, что в московских условиях так строить невозможно. Участок был достроен, но так и остался опытным. С подачи первого секретаря Московского комитета ВКП(б) и непосредственного руководителя строительства метро Лазаря Кагановича было решено возводить подземку частями. Первая очередь метро была построена киркой, лопатой и тачкой. На ней работали около 70 тысяч человек. Строительство велось в тяжелейших геологических условиях и почти без соблюдения техники безопасности.
ФОТОИСТОРИЯ
1 мая 1972 года. К этому времени станция метро «Сокольники» проработала уже 37 лет. Она была открыта в 1935 году в составе первого пускового участка Московского метрополитена: «Сокольники» — «Парк культуры».
СПРАВКА
15 мая 1935 года состоялось открытие первой очереди Московского метрополитена на участках от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением от станции «Охотный Ряд» до «Смоленской». До января 1944 года метростроевцы возвели еще 25,5 километра линий столичной подземки.
ЦИФРА
13 километров линий метро построили в годы Великой Отечественной войны. К 1943 году был продлен Горьковский радиус. Годом позже метростроевцы завершили сооружение третьей очереди столичной подземки.