На Триумфальной площади Москвы началась праздничная программа, посвященная Дню Великой Победы
В поэтической композиции на стихи Владимира Высоцкого – последней прижизненной постановке народного артиста России, основателя Театра Сергея Арцибашева, использованы военные песни Владимира Семеновича, образно и пронзительно иллюстрирующие отдельные эпизоды хроники Великой Отечественной войны. Героические, трагичные, будничные.
Сценография в версии нового режиссера театра Геннадия Шапошникова предельно скупа и строга. Под голос Левитана на сцену выходят артисты, словно собираясь у репродукторов, чтобы прослушать сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. Под звуки песни «Вставай, страна огромная» уходят на фронт мужчины, а рядом, спотыкаясь и обнимая их, бегут женщины. Звучат строки Высоцкого: «Не во сне все это. Это близко где-то».
«Предупреди беззаботных влюбленных, что хорошо будет в мире сожженном лишь мертвецам и еще нерожденным», а на сцене уже - небольшой поминальный стол с рюмкой водки и куском черного хлеба...
«Помешанная на крови слепая пуля-дура прозрела, поумнела вдруг и чаще била в цель». Артисты рассказывают истории людей, лица которых сегодня мелькают на многочисленных фотографиях «Бессмертного полка», плывущего перед их глазами по Тверской.
Судьбы, судьбы, судьбы… Строки стихов Высоцкого стучатся в сердца диалогом друзей-летчиков, которые оказались в небе против восьми немецких истребителей и погибли в этом бою: «Мы крылья и стрелы попросим у Бога, ведь нужен им ангел-ас, а если у них истребителей много, пусть пишут в хранители нас!» Или - историей Вали Петрова, который закрыл своим танком огневую брешь: «Ну а в сводках прочтём: враг потери понёс…».
Зрители, наблюдают за развитием сюжета и словно слышат мысли солдат из батальона, «который на запад, на запад ползет, чтобы солнце взошло на востоке». Сочувствуют тому, который «языка» добыл, да не довёл», и в которого, по законам военного времени, «стрелял целый взвод». Становятся свидетелями отчаянья бойца, который за минуту до атаки получил письмо от любимой: «Извини, что молчала. Ждать не буду».
И вот уже «синие платочки» ложатся на плечи вдовам. А вернувшиеся с войны чувствуют вину перед погибшими: «И хотя мы живыми до конца долетели, жжет нас память и мучает совесть». А по ночам встают неразрешимые вопросы: «Почему мы от границы шли назад, а не вперед? Может быть, считать маневром? (Был в истории такой). Только лучше б в сорок первом нам не драться под Москвой!»
У каждого актера в спектакле – свой герой, своя боль. Их истории отделены друг от друга в спектакле звуковой завесой - пулеметными очередями, грохотом взрывов. И уходят они от нас постепенно, один за другим. Те же, кто остался в живых, застывают на авансцене, в почетном карауле.
На них, вытирая слезы, смотрят с Триумфальной площади ветераны, узнавая в героях «Набата» самих себя, собственные судьбы, товарищей, молодость. Свою войну.
Разносится над сценой «Налей, дружок, по чарочке…» Мы помним всех. «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой» - мысль эта носится сегодня в воздухе. Проплывают по Тверской фото героев, павших в Великой Отечественной - течет река по главной улице столицы бесконечным «Бессмертным полком». Они всегда – с нами!