Премьер-министр Великобритании Дэвид Камерон. / Фото: Reuters

«Титаник» Камерона

Общество
Премьер-министр Великобритании Дэвид Камерон пригрозил выйти из ЕС, если главой Еврокомиссии назначат люксембуржца Жана-Клода Юнкера, которого пропихивает Ангела Меркель. Вопрос не праздный, и в конечном итоге может привести к открытому англо-германскому противостоянию, как вообще, так и в частности. Что, кстати, сыграет России только на руку.

На саммите лидеров ЕС британский премьер назвал Юнкера «лицом 80-х», которому не по зубам современные вызовы, пишет журнал Spiegel. Апогеем выступления стал зловещий прогноз: в случае назначения Юнкера британцы проголосуют за выход из Евросоюза на ближайшем референдуме. Интересно, что люксембургского политика лоббирует канцлер ФРГ Ангела Меркель, а значит, именно ей, как главному европейскому интегратору, адресован ультиматум Камерона.

Надо сказать, между ними никогда не было согласия. Консерваторы, будучи евроскептиками, с начала своего правления в 2010 году были озабочены свертыванием курса, который проводили их предшественники, лейбористы. Ангела Меркель реагировала весьма эмоционально: «Можно долго оставаться счастливым на острове, но дальше в этом мире обособленность никому не принесет счастья», - говорила она.

Масла в огонь подливали также попытки англичан разбить альянс Берлина и Парижа, который вопреки ожиданиям устоял после смены правоцентриста Николя Саркози на социалиста Франсуа Олланда.

После выборов в Европарламент неформальное лидерство Ангелы Меркель стало слишком очевидным. Среди основных европейских лидеров только в Германии правящая партия смогла наголову разбить конкурентов: 34 сподвижника Ангелы Меркель составят костяк самой мощной фракции в Страсбурге, возглавляемой пока тем самым Жаном-Клодом Юнкером. «Пока», поскольку у него прекрасные шансы занять главный пост в общеевропейской иерархии, заодно упрочив влияние Берлина.

Понимая, что теперь ему будет сложнее отстаивать интересы своего кабинета на европейской сцене, Дэвид Камерон идет ва-банк. Референдум о выходе страны из состава Евросоюза состоится в 2017-м, если консерваторы выиграют на британских парламентских выборах в 2015-м. «Если» – ключевое слово.

Выиграть будет непросто – согласно опросам их поддерживают 27% избирателей. Кроме того, убийственный удар по репутации Камерона нанесет отделение Шотландии, которое де-юре может произойти этой осенью.

Выходит, что называя Юнкера «лицом 80-х», Камерон сам пока не смог вдохнуть свежие силы в собственную партию. Застыв во времени Маргарет Тэтчер, тори (как еще, порой, называют британских консерваторов) оказались жертвой посткризисной политической волатильности.

Дело в том, что нынешний европейский избиратель – нервный и требовательный – не понимает, почему рост экономики ЕС делает его лично все беднее, возмущается засильем мигрантов из Азии и Африки, негодует, что должен помогать из своего кармана грекам, тем более, украинцам.

В сложившейся ситуации шанс получают политики, сумевшие выгодно примерить этакий «проектный популизм». Вспомним европейских зеленых, которые ратуют за подчинение государственных приоритетов природной первозданности; или Партию независимости Соединенного Королевства (UKIP), нарисовавшую электорату английскую сказу 50-х гг. – страну довольства и порядка, населенную белыми людьми, выигравшими войну с Гитлером. В том же ряду, модель адаптивного социального рынка (или как ее еще называют «социальный инклюзив») имени уроженки ГДР Ангелы Меркель.

Согласно некоторым прогнозам, если тори не вступят на популистскую стезю, в дальнейшем они смогут «отвоевывать», в лучшем случае, один премьерский срок в ответ на два-три последовательных триумфа лейбористов.

С другой стороны, похоже, что именно отбиваясь от германского доминирования, Камерон водрузил на знамя лозунг своих внутренних конкурентов – ведь выход из ЕС является главным требованием Партии Независимости, победившей в Великобритании на выборах в Европарламент. Значит ли это, что Камерон фактически дал старт избирательной кампании 2015 года?

Выборы в Палату общин состоятся менее чем через год – и все оставшиеся месяцы Камерон будет вынужден публично усугублять имидж евроскептика в угоду политической конъюнктуре. Это неизбежно приведет Лондон к новым столкновениям с Берлином. России такая ситуация только на руку. Например, еще более призрачной становится перспектива единой жесткой позиции крупнейших доноров Евросоюза по вопросу расширения антироссийских экономических санкций.

amp-next-page separator