Городской методический центр. Участнице занятия Виктории Константиновой понравилось изучать и создавать роботовТеперь она подумывает осваивать это новое для себя направление всерьез / Фото: Светлана Колоскова / Вечерняя Москва

Юные конструкторы успешно осваивают робототехнику

Общество

Мастер-класс по робототехнике состоялся 5 октября в рамках проекта «Субботы московского школьника».

Его провели в Городском методическом центре на Малой Семеновской улице. На занятии дети в возрасте 12–13 лет собирают роботов, задают им программы действий и получают реальные результаты.

Идея обучать робототехнике школьников принадлежит одной датской фирме, которая производит конструкторы. Субботнее знакомство с кибермиром было первым для ребят, поэтому они шли от простого — учили робота видеть препятствие и останавливаться на каком-то расстоянии от него. Изобретения небольшие, даже маленькой детской рукой их можно без труда взять со стола и поместить на полигон. Все началось с оценки возможностей эхолокации — именно так робот «видит» препятствия. Их он замечает на расстоянии от 3 до 255 сантиметров.

А я не перестаю удивляться: технологии, которые еще недавно были уникальными, сейчас в руках семиклассников. Сам же датчик по размерам не больше зажигалки.

Куда его поместить, каждый решает сам: у робота открытая архитектура. Дальше с помощью интуитивно понятной и наглядной программы задается сценарий действий. Иконки перемещаются из одного модуля в другой. Ползунками меняются числовые значения показателей: время действия или путь, который должен пройти робот, и, конечно, расстояние от препятствия, где ему предстоит остановиться.

Ребята начали с простого и постепенно усложняли задачи и для себя, и для своих «подопечных». Заставляли их не просто тормозить, но менять направление, давать задний ход, поворачивать. Финалом стала работа уже на новом уровне — не только заставить машину делать что-то, но и собрать, а также проанализировать информацию, которую она получает с помощью своих датчиков. Ребята помещали свои изобретения в центр импровизированного помещения, те делали оборот вокруг своей оси с работающими датчиками эхолокации. Потом информация переносилась на компьютер, строилась лепестковая диаграмма, и таким образом создавался примерный абрис помещения, в котором находился робот.

— Вот так мы можем получить данные о территории, где людям опасно находиться или куда просто невозможно попасть, — прокомментировал один из ведущих мастер-класса, специалист Городского методического центра Андрей Алефиренко. — Но вы уже видите, что робототехника — это не только программирование, но еще и математика, конструирование, работа с таблицами, анализ данных. Ее возможности безграничны.

— Мне очень понравилось, — поделилась впечатлениями Вика Константинова. — Это первый раз, когда я с роботами что-то делаю. Раньше даже не интересовалась этим, а сегодня решила попробовать. Вообще я люблю рисовать, раскрашивать картинки, книжки читать. Но, может быть, и с робототехникой что-то получится, пойду на какие-нибудь курсы.

Прямая речь

Павел Купша, методист Городского методического центра Департамента образования Москвы:

— Роботы применяются там, где человеку опасно находиться. Могут разгребать завалы после катастроф, работать в условиях, связанных с риском, радиацией и высокой температурой, в безвоздушном пространстве, где нужна специальная экипировка. Правда, не всегда все проходит удачно. Известный многим робот Федор полетел в космос, но к работе в открытом космосе так и не приступил. В результате он вернулся на Землю.

Справка

Курсы по программе «Робототехника» начинаются с азов, но постепенно становятся сложнее. Со временем ребята пробуют писать программы для своих изобретений. Например, один из школьников построил робота, снабженного датчиками цвета. Он собирает кубик Рубика. А шестиклассники одного из лицеев разработали устройство, которое находит мусорные свалки и аккуратно собирает эти отходы.

Читайте также: Как роботы учатся понимать человеческие эмоции

amp-next-page separator