Сотрудник Центрального музея Вооруженных сил России Даниил Глебов работает над реставрацией артиллеристской площадки бронепоезда БП-43. Эта часть бронированного локомотива построена по образцу танка Т-34 / Фото: Максим Аносов, «Вечерняя Москва»

Корреспондент «ВМ» посмотрела, как реставрируют единственный сохранившийся бронепоезд БП-43

Общество

В Центральном музее Вооруженных сил России началась реставрация единственного сохранившегося бронепоезда БП-43 времен Великой Отечественной войны. За работами наблюдала корреспондент «Вечерней Москвы».

Бронированный состав 1943 года выпуска застыл на рельсах у музея. Гигант в 120 тонн весом и длиной около 35 метров состоит из локомотива и двух защищенных платформ. На первой оборудована артиллерийская площадка: аналог танка Т-34, только на колесах. В середине — собственно бронепаровоз с котлом и тендером для хранения угля. Третья площадка оснащена зенитными орудиями.

Над восстановлением всей этой бронетехники работают и железнодорожники, и сотрудники музея. Корпус бронепоезда уже привели в порядок и даже покрасили в традиционный цвет хаки.

— Поезд был покрыт ржавчиной. И, как ни странно, защитный слой сильно пострадал от коррозии, — рассказывает старший научный сотрудник научно-выставочного отдела Музея Вооруженных сил Сергей Миловидов.

Сейчас основные работы ведутся в вагоне-бронепаровозе. Но чтобы попасть сюда, придется подняться по шаткой железной лестнице.

— До сегодняшнего дня здесь как минимум 70 лет не ступала нога женщины, — шутит реставратор Дмитрий Чемерис, — будете первой.

В вагоне ощущается сильный запах краски и дерева. Стены недавно покрасили в черный цвет, а теперь тут укладывают на пол свежие доски.

— Больше всего пострадал именно пол: дерево прогнило, а нижний металлический слой износился до такой степени, что сквозь него просматривалась земля, — поясняет Дмитрий. — Поэтому сейчас перестилаем напольное покрытие. На бронеплощадке стоит и котел — он занимает всю ее переднюю часть. По словам реставраторов, именно он особенно их заинтересовал.

— Мы очень удивились, когда увидели, что в бронепоезде установлен исторический котел, изготовленный еще в далеком 1890 году. Здесь все, вплоть до винтика, оригинальное: детали ни разу не меняли. Значит, это говорит о том, что поезд был отлично законсервирован. На века, — поясняет «ВМ» специалист.

Напротив редкого экспоната — небольшая дверца, а за ней можно увидеть тендер — в нем хранили уголь.

— Если нужно было подкинуть в топку угля, солдат открывал дверцу и на лопате бросал топливо в котел. Вот так, — говорит он и тут же показывает, как обычно работал кочегар. В настоящее время тендер, разумеется, пуст, поэтому через него можно попасть на крышу вагона и там уже рассмотреть возвышающуюся командирскую башню.

Во время Великой Отечественной войны именно в этой части бронепоезда решались важные тактические задачи.

— Башня покрыта 45-миллиметровой танковой броней. Здесь находился перископ с поворотным механизмом, который обеспечивал командиру обзор на 360 градусов. Была организована и радиосвязь с другими вагонами: с ее помощью отдавали команды. В конце вагона на баке с водой обычно стоял снайпер с винтовкой, — объясняет Дмитрий Чемерис.

По словам реставратора, для полного восстановления бронепоезда — этого редкого экспоната — понадобится еще около двух недель.

В условиях боевых действий он мог заменить целую воинскую часть. По приказу командира с него наносили внезапные удары по противнику. С первой артиллерийской площадки, оснащенной 76-миллиметровым орудием, прямой наводкой можно было поразить цель на расстоянии до десяти километров. А снаряды из 37-миллиметровых зенитных пушек летели на 2,5 километра. В войну с их помощью боролись с низколетящими самолетами.

— Однако бронепоезд тоже был уязвим, — рассказывает Сергей Миловидов. — Если стрелковое вооружение ему было не страшно, то орудие 76-миллиметрового калибра легко прошибало броню.

— При сильных повреждениях состава или рельсов, — говорит он, — солдаты отступали: находиться в этом остановившемся железном коробе и при этом обороняться было невозможно.

В таких случаях вся бригада покидала локомотив и взрывала его.

— Известны случаи, когда немецкие солдаты захватывали наши бронепоезда и использовали их в бою, — добавляет Миловидов.

Поездные бригады, как правило, формировались из железнодорожников — то есть тех, кто умел обслуживать эту технику. А при выборе солдат для службы на артиллерийской бронеплощадке действовало то же правило, что и при отборе танкистов — их рост не должен был превышать 175 сантиметров.

Сергей Миловидов утверждает, что установленный в музее бронепоезд участвовал в боевых действиях.

— Кое-где на нем остались следы от осколков снарядов — свидетельство того, что техника попадала под обстрел. Но информация о том, в каких именно сражениях участвовал, пока засекречена, — отмечает старший научный сотрудник.

Бронированный локомотив БП-43 привезли в Москву в 1965 году. С тех пор экспонат хранился в Музее Вооруженных сил РФ, но в 1995-м два его вагона перевезли в Музей Победы на Поклонной горе.За эти годы артиллерийскую площадку не раз использовали для съемок: киношники установили здесь металлические листы, а танковую башню обернули куском железа в форме бочки. При подготовке к реставрации специалистам пришлось все это снять. А вагоны были соединены для проведения масштабных работ.

В середине октября шефство над бронепоездом взял Российский университет транспорта (РУТ).

ВЕСТИ С ПОЛЕЙ

«Яму» на Хохловской площади и парк «Горка» в столичной полиции назвали «главными язвами» города из-за незаконной реализации там алкоголя. Об этом рассказал заместитель начальника шестого отдела УООП ГУ МВД России по Москве майор полиции Борис Бандура на круглом столе о запрете продажи горячительных напитков на первых этажах жилых домов. С начала 2019 года полиция Москвы привлекла к административной ответственности за торговлю алкоголем в ночное время 265 человек. И еще 2365 граждан попались на продаже спиртного несовершеннолетним.

Каминные часы с маятником, созданные в конце XIX века, и 108-летняя книга знаменитого немецкого композитора Альфреда Рихтера — такие реликвии удалось изъять московским таможенникам в аэропорту Домодедово. Их обнаружили в багаже вьетнамского туриста, пытавшегося вывезти их из России в Ханой. Ценные предметы передали в Министерство культуры.

Уникальный голосовой протез для пациентов с удаленной гортанью создал врач Городской онкологической больницы № 1 Леонид Кожанов. Работа над этим проектом шла с 2006 года. Медицинский специалист запатентовал свое изобретение, и уже двоим пациентам сделали операции по установлению таких протезов. Ученые говорят, что импортные аналоги служат всего шесть месяцев и требуют постоянной замены спустя некоторое время. А вот современная российская разработка прослужит ни много ни мало 12 лет — именно столько носил протез первый из тестируемых больных.

Читайте также: Почему бойцы специальных войск любят демонстрировать свое превосходство

amp-next-page separator