Волонтеры-первокурсницы Ксения Герасимова, Ангелина Камелавкина и Полина Никитина (слева направо) на Всероссийском съезде учителей русского языка и литературы. Их задача — помочь гостям сориентироваться на форуме / Фото: Александр Кожохин / Вечерняя Москва

Списать сочинение из Интернета станет невозможно

Общество

Во вторник, 5 ноября, в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова начал работу Всероссийский съезд учителей-словесников. На открытии побывала корреспондент «Вечерней Москвы».

В Ломоносовский корпус университета с самого утра стекались словесники со всей страны. Педагоги знакомились и спешили обсудить основные тенденции и проблемы русского языка.

Одной из первых, после приветственного слова ректора МГУ Садовничего, выступила министр просвещения РФ Ольга Васильева, которая первым делом отметила, что из всех предметников именно словесники формируют ребенка как личность. А затем озвучила спорные и проблемные моменты.

Так, досталось итоговому сочинению, которое вот уже три года пишут старшеклассники.

— Пока до итогового сочинения очень далеко. Традиционно в это время мы объявляем блоки тем. А затем получаем огромное количество сочинений, списанных из Интернета. Поэтому вместе с Рособрнадзором скоро мы изменим порядок объявления тем итогового сочинения, — объявила новость министр.

Потом была затронута тема учебников.

— Сейчас у нас 19 линеек учебников по русскому языку и 17 линеек — по литературе. На мой взгляд, это очень много. Будет новый порядок, — предупредила Васильева.

Председатель Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах Наталия Солженицына отметила:

— Важно не количество прочитанных текстов, а удастся ли школьникам воспринимать заложенные смыслы, удастся ли мотивировать их самостоятельно размышлять над текстом, над вопросами, которыми мучились наши классики и писатели-современники.

Живое обсуждение переходило в жаркие филологические споры. Говорили о том, что к концу тысячелетия из шести тысяч языков и диалектов останется всего 600, об опасности американизации русского языка:

— Мы теряем индивидуальность, когда англицизмы вытесняют наши слова. Заимствуем даже междометия: «упс», «вау». А между тем русский язык очень эмоционален, в английском вы редко найдете восклицательные знаки, — отметила завкафедрой издательского дела Воронежского госуниверситета доцент Жанна Грачева.

Профессор Института русского языка им. А. С. Пушкина Наталья Боженкова отметила еще одну проблему: современные школьники зачастую не понимают половины терминов в естественно-научных предметах — физике, химии, биологии — и из-за этого не в состоянии полноценно усвоить программу.

— На съезде в том числе ведется такая работа по изменению в стандартах преподавания языка, что она может перестроить в целом всю систему образования, — подчеркнула профессор.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Исаак Калина, руководитель Департамента образования и науки города Москвы:

— В московских школах преподавание русского языка и литературы на высоком уровне. Как показатель — этой весной московские школьники стали абсолютными победителями финала Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Наши финалисты учатся в лицее «Вторая школа», в «Школе на Яузе», в Предуниверситарии МГЛУ и других. Всего дипломы победителей и призеров в команде Москвы получили 42 участника.

СПРАВКА

Во время Всероссийского съезда учителей-словесников состоится II съезд Общества русской словесности под председательством патриарха Кирилла. За три дня съезда педагоги встретятся с лауреатами премии «Большая книга» писателем Сергеем Шаргуновым и литературным критиком Львом Данилкиным, посмотрят студенческий концерт, посетят храмы и музеи Москвы.

Читайте также: Минпросвещения поменяет порядок объявления тем итогового сочинения из-за списываний

amp-next-page separator