Андрей Шацков: У нас есть своя поэтическая Библия
В ноябре произойдет событие, которого ждут все любители стихосложения — выходит новый номер ежегодного альманаха «День поэзии». Корреспондент «Вечерней Москвы» поговорила с главным редактором сборника, лауреатом премии правительства России в области культуры, поэтом Андреем Шацковым.
— Андрей Владиславович, вы уже много лет подряд собираете поэтов под крышей альманаха, проделывая огромную подвижническую работу. Какой в этом смысл? Сохранить память о литераторах XX века, поддержать публикациями нынешних авторов, найти новые имена?
— Альманах держится на трех людях, как на «трех китах»: это Михаил Юрьевич Лермонтов — президент Ассоциации «Лермонтовское наследие» и глава рода Лермонтовых, бренд альманаха принадлежит ему. Главный меценат альманаха — предприниматель Дмитрий Мизгулин, сам прекрасный поэт. Он недавно получил премию «Золотой витязь» в номинации «Поэзия». И ваш покорный слуга. Изначально смысл возрождения издания был в том, чтобы поддержать российскую поэзию, которая в конце 1990-х — начале 2000-х очень сильно утратила свою социальную значимость. Важно было, чтобы не прервалась связь поэтических поколений, чтобы, как сказал Симеон Гордый, «не угасла свеча нашего дела». И у нас получилось. Получилось стать свежим побегом от корня отечественной поэзии, который из старой почвы вырастил новые имена. Альманах делается в форме здорового консерватизма, его обложки похожи на свой старый алгоритм, все поэты-ветераны неизменно печатаются, чтобы на их примере училась поэтическая молодежь. И каждый год появляется много новых имен. Пусть простят меня за сравнение, но для нас альманах «День поэзии», который выходил до 1990 года, — это «Старый Завет», а который был возрожден в 2006 году — «Новый Завет». А вместе оба «Завета» составляют отечественную поэтическую Библию.
— По какому принципу отбираете поэтов?
— Первичные, базовые критерии очень просты: желательно, чтобы стихотворение было написано в рифму, с соблюдением общепринятого размера. Стараемся придерживаться поэтической классики. Самое важное, чтобы в стих были вложены глубокие чувства. Вообще качество стихов и уровень поэта видны по первым строчкам. Есть такое выражение — нас, поэтов, в России несколько тысяч, а имя у всех одно — поэт, и только единицы из нас имеют право на имя собственное. Со мной последние два выпуска работает Геннадий Красников. Он сам поэт и один из лучших литературных критиков в России. Он лучше всех понимает и ценит молодую поросль отечественных поэтов.
— Как вы оцениваете современное состояние российской поэзии?
— Заканчивается эпоха послевоенного ренессанса в стихах поэтов, рожденных до, во время, после войны. «В 50-х рождены войны не знавшие, но все же…» А молодые поэты «рождаются» тяжело и медленно. Но все же они есть, и количество их увеличивается. В новом номере, который объединил 2018–2019 годы, очень много молодых провинциальных поэтов. Считаю, что мощное возрождение поэзии начнется с провинции. Там выше заинтересованность именно в поэтическом творчестве.
— Что еще ждет читателей нового «Дня поэзии»?
— Он вышел толще своих собратьев, более 500 страниц, никогда такого не было. Четверть сборника составляет литературная критика, мемории и памятные даты. За последние два года от нас ушло много прекрасных поэтов — Андрей Дементьев, Лариса Васильева, Глеб Горбовский и другие, мы их вспомним. Раздел литературоведения посвящен нашим классикам, у которых были юбилеи, — Тургеневу, Пушкину и Крылову. Отмечу, что прозаическая часть альманаха достойна войти в золотой фонд литературоведения. Считаю, что в каждой школе и библиотеке должно быть по экземпляру нашего альманаха.
— Процент талантливых и гениальных поэтов в обществе всегда один во все времена. Поэты всегда будут, но от чего зависит, узнаем мы о них или нет?
— Лучшие умы гадают, как понять, кто прославится, а кому-то уготовано забвение. Так, советская власть давала известность своим поэтам, а в постсоветскую эпоху быть настоящим поэтом стало очень трудно. Поэтому публикация в журнале — это в любом случае хорошо, а «День поэзии» — это праздник для каждого истинного поэта!
Читайте также: Яхина о сериале «Зулейха открывает глаза»: Это очень смело — оставить такую первую серию в эфире