Как нельзя вести себя с преследователем
В законопроект о домашнем насилии планируют внести дополнение о преследовании. Оно будет предполагать любые действия, вызывающие у жертвы страх за свою безопасность: навязчивые звонки, сообщения, ожидания у дома, работы, учебы и так далее. Как справиться с личным маньяком самостоятельно и что делать, если преследователь уже караулит вас у дверей подъезда, «Вечерней Москве» рассказал врач-психолог, психиатр, психо- и гипнотерапевт, кандидат медицинских наук Евгений Фомин.
— Когда человек проявляет агрессию в сторону жертвы и она ведет себя соответственно его представлениям, это лишь подогревает интерес. Если преследуемый займет жертвенную позицию, начнет просить, умолять, это лишь возбудит агрессора. Но в то же время показывать злобу в ответ не стоит. Так начинается конфликтная ситуация, которая ожидаема со стороны преследователя. Его устраивают оба варианта. Нужно не просить, не угрожать, не обзывать, а игнорировать, отвечать односложно. В какой-то момент преследователь просто потеряет к жертве интерес. В противном случае с позиции агрессора преследуемый просто играет назначенную роль, тем самым лишь подбрасывая дрова в костер интереса агрессора. Естественно, сейчас мы не говорим о случаях психической патологии: галлюцинациях, бреде, голосах императивного характера, которые принуждают совершать определенные действия. Это уже внутреннее состояние преследователя, имеющее свою собственную основу. Здесь мы обсуждаем именно пограничные, более или менее благополучные с точки зрения психиатрии состояния.
— Что делать, если агрессор уже стоит у дверей вашего дома? Как договориться?
— В подобном случае идет непосредственно угроза физического насилия. Он это спланировал, нашел место жительства, и мы имеем уже сложившуюся ситуацию. Есть предметы самообороны: газовые баллончики, травматическое оружие. Все это можно зарегистрировать и легально носить с собой. Когда существуют угроза физического насилия, недобрые намерения, позвать на помощь или вызвать полицию вы просто не успеете. Нужно быть готовым дать отпор, как бы тяжело и неприятно это ни было.
— То есть заговорить, успокоить не получится?
— Как правило, нет. Одно дело — интернет-тролль, который достает сообщениями, комментариями. Но если он настолько акцентирован на вашей личности, что нашел место жительства, приехал к нему, это уже говорит о куда более серьезных намерениях. Для «поругаться» приезжать не нужно. Опасные намерения сам преследователь может и не понимать, они не всегда осознанные, но уговоры здесь помогают нечасто. Если вы чувствуете какую-то угрозу, нужно иметь при себе средства самообороны, поскольку речь идет об охране вашей жизни и здоровья.
— А если речь идет о психически нездоровом человеке? Его можно успокоить?
— Можно попробовать, но не факт, что это увенчается успехом. Нужно понимать, что такой человек находится вне привычной нам системы координат. Существуют специальные методики разговора с такими людьми. Есть расстройство, когда пациент воспринимает только тихую, шепотную речь, отсутствие резких движений. К такому относишься не как к сопернику, противнику, а как к нездоровому человеку. Ваша задача — исключить возможность физического насилия с его стороны. Дело в том, что в таких случаях даже УК не действует — если есть диагноз или человек находится в патологии с точки зрения психики, его даже не посадят. Максимум — принудительно госпитализируют и будут лечить. Поэтому здесь вся ответственность лежит на вас.
Психиатр объяснил, что в разговоре с нездоровым человеком важны отсутствие конфликта, спокойная мимика, голос, отсутствие страха. Его нельзя показывать никаким образом. Максимально успокойте себя или хотя бы не проявляйте паники через дрожащий голос, действия. Говорите тихо и монотонно.
Читайте также: Преследуемый СБУ телеведущий Соловьев рассказал, когда он посетит Украину