Руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов представляет археологические находки этого года / Фото: Антон Гердо / Вечерняя Москва

Обнаруженные археологами на территории города артефакты помогают узнать, как жили москвичи сотни лет назад

Общество

27 ноября руководитель Департамента культурного наследия столицы Алексей Емельянов подвел итоги археологического сезона этого года и показал самые необычные находки.

Игрушечная лошадка начала ХХ века / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Уходящий год для археологов стал богатым на артефакты. В этом году на территории столицы сделано свыше 10 тысяч находок. Из них более трех тысяч — благодаря исследованиям, проведенным в ходе работ по благоустройству территорий.

В этом году раскопки велись более чем на 100 площадках. Причем не все на территории исторического центра столицы. Около 30 площадок находятся в Медведкове, Лефортове и других районах. Глава Мосгорнаследия рассказал о тех из них, которые в этом археологическом сезоне стали самыми интересными и богатыми на артефакты.

Лошадка-свистулька XVIII века / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

— Любопытная находка сделана на Восточной улице — это фрагмент лошадки начала XX века. Она примечательна своим происхождением — ее привезли из Англии для богатой семьи. Это очень изящная и дорогая игрушка, которую могла себе позволить зажиточная московская семья, — рассказывает Алексей Емельянов.

Некоторые объекты, найденные в этом году, связаны с религиозной жизнью москвичей. Большинство из таких артефактов обнаружили на Славянской площади. Среди них керамическая елейница XVIII века, чернолощеный светильник XVII века и ножницы для снятия свечного нагара XIX века. Но самой примечательной находкой стала тяжеловесная чаша для воды из белого камня. Археологи нашли ее в ходе благоустройства на месте церкви Николая Чудотворца «Большой Крест».

Керамическая бутылка конца XIX века / Фото: Антон Гердо / Вечерняя Москва

— Подобные чаши имеют древнюю традицию, восходящую еще к Византии. Они, как правило, встречаются в храмах на Балканах и в Западной Европе. Чаша устанавливалась на колонну. Возможно, вода из нее использовалась для крещения, — отмечает Алексей Емельянов.

Многие артефакты связаны с медициной. В Лефортове в этом году археологи собрали целую коллекцию таких артефактов. Среди них — стеклянный шприц, аптекарские пузырьки для лекарств. Все находки датируются XIX веком.

Фрагмент китайской фарфоровой тарелки XVIII века / Фото: Антон Гердо / Вечерняя Москва

— Это говорит об отношении москвичей к своему здоровью, о состоянии московской медицины в то время. Она была на очень высоком уровне, — подчеркнул руководитель департамента.

Однако самой выдающейся находкой этого года считается крупная фаянсовая ваза первой половины XVIII века с изображением журавлей, украшенная растительным орнаментом. Ее фрагменты нашли на территории усадьбы Голицыных, где сейчас располагается Пушкинский музей.

— Весь год специалисты бережно восстанавливали вазу, аккуратно склеивая ее осколки, — сказал Емельянов.

Историки предполагают, что ваза прибыла в столицу из Японии — страны, закрытой до 1860-х годов. В те годы предметы оттуда редко попадали в Европу. И это удивительный факт.

Шприц и аптекарские пузырьки XIX века / Фото: Антон Гердо / Вечерняя Москва

Археологические памятники экспонируются и под открытым небом. В этом году музеефицировано три объекта. Так, можно увидеть фундамент церкви Николая Чудотворца «Большой Крест» на Ильинке, обнаруженный во время благоустройства, и два участка исторических мостовых — на Школьной улице и в районе Шелапутинского переулка. Многие артефакты — 300-, 400-летней давности. По словам главы Мосгорнаследия, это говорит о том, что у Москвы всегда были хорошие связи с западными и восточными странами.

— Всего за последние девять лет археологи обнаружили 45 тысяч артефактов, — отметил Алексей Емельянов. — Все эти предметы позволяют по крупицам собирать все больше информации о Москве.

СПРАВКА

Многие артефакты обнаруживают во время строительства, благоустройства и перекладки коммуникаций в Москве. Чтобы найденные предметы не повредили, за работами по благоустройству следят археологи. Они изучают состояние объектов и определяют ценность. Обнаруженные в столице артефакты проходят археологическую экспертизу, а затем передаются в Музей Москвы.

Читайте также: Более 10 тысяч археологических находок сделали в Москве с начала года

amp-next-page separator