Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Священник рассказал, чего православным нельзя делать на Новый год

Общество

Многие пользователи сети Интернет в блогах и на форумах живо интересуются, как лучше встретить год Железной Крысы, чтобы удача улыбалась им в наступившем году. В преддверии новогодних празднеств корреспондент «Вечерней Москвы» обратился к православному священнику, чтобы он объяснил, как нужно проводить новогоднюю ночь христианам и чего нельзя делать, встречая Новый год. Вот что рассказал об этом протоиерей Русской православной церкви, клирик московского храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе отец Максим (Первозванский).

О елке и украшениях

— Традиция украшать елку на Новый год пришла к нам из Германии еще до Первой мировой войны. Петр Первый даже издал указ о том, что наступление Нового года следует праздновать. Называли это все в народе «немецкой забавой». Когда-то это была языческая традиция, при этом это «не наша история». Но в России уже многое стало связано с новогодней елочкой, и сегодня ничего плохого в этом обычае нет, — отметил отец Максим.

Он заявил, что звезда на елке — это хорошо, так как Рождественская звезда шла впереди волхвов, которые отправились приветствовать рожденного Христа. Традиционная Рождественская звезда имеет восемь концов, но, по словам священника, украсить елку можно любой звездочкой.

О Деде Морозе

— Сегодня мало кто относится к Дедушке Морозу как к настоящему языческому духу Морозко. Традиция страха перед демоном выродилась в праздничную забаву — ребенок читает Дедушке Морозу стишок, поет песенку, рассказывает, был ли он хорошим на протяжении года и получает подарок. Ироничное, шуточное отношение к этим действиям взрослых и вера ребенка в сказку нейтрализовали тему поклонения демонам, театральная сценка воспринимается всеми как игра со сказочным персонажем, темного она не несет, — пояснил собеседник «ВМ».

Он напомнил, что «Деды Морозы» и «Снегурочки» — это приработок для актеров, студентов и студенток театральных вузов и училищ. Он попросил не спаивать артистов, ведь «Деду Морозу обязательно надо налить» — принцип из девяностых, современная Россия перестала пьянствовать.

Фото: Алексей Орлов / Вечерняя Москва

О праздничном застолье

— Новый год наступает в период Великого Рождественского поста. Есть консенсус для людей, которые хотят отметить праздник и не отступать от православных традиций: 1 февраля разрешается есть рыбу. Можно накрыть стол без мясных и молочных продуктов, а также блюд, включающих животные жиры или яйца, но в то же время сделать его сытным, вкусным, праздничным, — уточнил отец Максим.

По его словам, вторым способом встречи Нового года по-православному является «игнорирование» праздника, поездка в деревню, выполнение повседневных дел или проведение новогодней ночи в храме. В большинстве храмов накануне идет новогодний молебен, но немало церквей служат всенощные бдения и исполняют богослужения ночью. Люди приходят в храм и молятся.

Священник уточнил, что большинство православных верующих совмещают оба варианта: днем посещают храм, а вечером садятся за стол. Собеседник «ВМ» подчеркнул, что в новогоднюю ночь не должно быть излишеств, и посоветовал «игнорировать всякую пошлость, которая идет по телевизору», даже выйти во двор и посмотреть, как падает снег, скатиться с горки, и до 2–3 часов ночи лечь спать.

О Восточном гороскопе

— Для православного человека, «в чем встречать железную крысу» и «какие кушанья поставить на стол, чтобы умилостивить тотем года», вообще не тема для разговора. Православные люди на гороскопы внимания обращать не должны — это прямое отступничество. Это однозначно грех, — уверен отец Максим.

Он заметил, что можно с улыбкой отнестись к восточному названию года и, может быть, даже подарить кому-то плюшевую мышь. Но любое серьезное отношение к году Крысы, «приманивание удачи в новогоднюю ночь» и «прогнозирование» неприемлемы. Батюшка привел пример, что в детском спектакле про Кощея и Бабу Ягу нет ничего плохого. Но если организаторы подходят к действию как к «обрядовому действу, уходящему корнями в языческие традиции», это несомненно станет злом.

О примете про отданные долги

— Новый год — время подведения итогов. В церковном новогоднем молебне мы благодарим Господа за то, что он даровал нам год жизни, помог решить проблемы, пройти испытания, мы просим Бога о милости в наступающем году. При этом у нас должна быть чистая совесть. Надо вернуть долги, попросить прощения у тех, кого мы обидели. Новый год — повод помириться. Об этом даже во времена Советов помнили. Людмила Гурченко пела: «Пять минут, пять минут, помиритесь те, кто в ссоре!» Мы должны «подчищать хвосты». Ведь во встрече Нового года всегда уже присутствует предрождественское настроение, — подчеркнул отец Максим.

Он уточнил, что под этими долгами понимаются обязательства перед людьми, например, кредиты или ипотеки. Пост длится с 28 ноября, а с 4 декабря — праздника Введения Богородицы — поются рождественские песнопения — это ожидание Рождества с постом и покаянием.

О гаданиях и загадывании желаний

— Так называемые «новогодние приметы» и «гадания» восходят к рождественским гаданиям. Сюда же можно отнести загадывание желаний под бой курантов, питие шампанского с пеплом сожженной записки о том, чего хочется в наступающем году, и прочие глупости. В лучшем случае это ерунда, при серьезном отношении празднующих к подобным «волхованиям» и «шаманствам» это однозначно грех, — заявил священник.

К недопустимым забавам он отнес «бумажки с прорицанием в печенье», поиск «символических предметов со смыслом пророчества» и прочие ритуальные действия в целях «узнать будущее».

Фото: Наталия Нечаева / Вечерняя Москва

О карнавале или ряженых

— Традиции с колядованием связаны с Рождеством, колядуют позже — на Святки. Конечно, кто-то может «колядовать» и на Новый год, но это ошибка. Новый год и Рождество у людей перемешиваются. В народной традиции существует два типа колядок — языческие и христославные. В первом случае колядующие надевают вывернутую одежду и надевают страшные маски. Они пугают людей. Во втором — славят Христа и желают добра хозяевам, — пояснил отец Максим.

По его словам, выворачивая тулуп наизнанку, колядующий взывает к темной стороне. Дети, поющие рождественские песенки, получают награду конфетами. Беснующиеся темные ряженые грозят хозяевам и требуют откуп — например, выпить. В случае отказа они вполне по-настоящему могут сделать какую-нибудь гадость: разбить стекло, поджечь сарай и так далее.

Клирик сообщил, что русский карнавал — это Масленица. «Карнавал» с итальянского переводится как «прощай, мясо». Это неделя без мяса накануне поста.

— Истоки карнавала — языческие. Люди думали, что каждый год мир строится заново. Они считали, что перед тем, как «мир умрет», можно творить что угодно. Перед «разрушением старого», в канун Нового года, забывали о понятиях добродетели, порядочности и стыда. На карнавалах можно было делать что угодно — блудить, оскорблять уважаемых людей, пьянствовать, вести себя неприлично. Предполагалось исчезновение «старого мира» и начало жизни «с чистого листа». В одной детской песенке есть строки, напоминающие этот принцип: «Если вы обидели кого-то зря, календарь закроет этот лист». В Риме это называли Сатурналиями и отмечали в самые темные дни — с 21 по 24 декабря, — уточнил собеседник «ВМ».

Он отметил, что карнавал, не связанный с подобными безобразиями, например, дети в масках зайчиков, медвежонка и лисички, подыгрывающие им взрослые, — это просто радостное праздничное мероприятие, ничего плохого в себе не несущее. Батюшка отметил, что культура может преобразовать и «переварить» любые ужасные вещи, сделав их безобидными.

О хороводах и кострах

— Мы живем в разобщенном обществе. Любые формы проведения вместе досуга, например, игра летом с соседями в футбол или бадминтон, хоровод вокруг елочки зимой — это здорово. Те, кто встречает Новый год за городом, нередко ночью выходят на улицу, зажигают костер, веселятся — поют и пляшут у огня. Надо четко понимать, если огонь зажжен для ощущения праздника, создания уюта и красоты, чтобы испечь картошку в золе — это абсолютно нормально, — уточнил священник.

Он предупредил, что неприемлемы для христиан «обращения к духу дерева», «круг возле очищающего огня» и прочие религиозно-мистические действия. Он сказал, что на фоне возрождения «родноверия» всяческие «духовные практики» и «раскрытия» очень опасны, — это воззвания к миру бесов.

Настоятель московского храма Сорока мучеников Севастийских на прощание пожелал москвичам и гостям столицы выбирать светлую сторону и оставаться на ней всегда.

Читайте также: Деда Мороза вызывали? Кого берут в зимние волшебники и сколько они зарабатывают

amp-next-page separator