Фото: Сергей Ведяшкин / АГН Москва

«Эпоха кончается»: как в Москве простились с Галиной Волчек

Общество

Москвичи простились с актрисой, режиссером, художественной руководительницей театра «Современник» Галиной Волчек 29 декабря. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с близким другом и коллегой Марком Захаровым. «Вечерняя Москва» побывала на прощании с великой артисткой в месте, которому она посвятила большую часть своей жизни, — театре «Современник».

Печальная церемония началась около девяти часов утра, тогда же стали пускать горожан, пришедших отдать последнюю дань актрисе.

Прощание чем-то походило на спектакль. Пришедших рассадили в зрительном зале: с одной стороны — артисты и знакомые Волчек, с другой — простые москвичи. На сцене рядом с пышно украшенным гробом — оркестр. Декорации здесь — венки, букеты цветов и скорбящие.

Около половины одиннадцатого началась официальная часть. К микрофону подошел актер Сергей Гармаш и предложил всем, у кого есть желание и силы, выйти и сказать последние слова Галине Борисовне. Первой выступила российский политик и экономист Ольга Голодец:

— Сегодня мы прощаемся с Галиной Волчек. Ей было уже много лет, но все равно это неожиданно — казалось, что она всегда будет с нами. Ее оптимизм, стремление работать удивительны. Она умела вести за собой в искусстве, обладала гражданской и творческой позицией. «Современник» — не просто театр, а центр общественной жизни нашей страны. Странно представить его без Галины Борисовны. Но она в наших сердцах, в нашем творчестве.

Вокруг гроба стоят четыре человека: близкие, ученики, друзья Галины Волчек. Проходит определенное количество времени, и на их место встают новые люди, желающие проститься с великим режиссером / Фото: Александр Авилов / АГН Москва

После выступления Ольги Голодец долгое время никто не решался подойти к микрофону. Как будто уход режиссера казался всем настолько невозможным, что не хотелось вслух произносить страшные слова. Тем временем зал продолжал заполняться людьми. Удивительно, но, несмотря на огромное количество пришедших, не было ощущения толчеи, давки. Сегодня это все-таки не спектакль, не шоу. Москвичи хотят тихо проститься, почтить память человека, олицетворявшего целую эпоху в мире театрального искусства.

Правильные и важные слова произнес актер Игорь Золотовицкий. Он вспомнил о Галине Волчек не как об актрисе, не как о режиссере, а как о светлом человеке, матери, которой не стало.

— Мы говорим о Галине Борисовне в контексте театра, культовости, — произнес актер. — Но я бы хотел сказать, что у моего друга умерла мама. Я так завидовал, когда он говорил: «Я еду с мамой», «Я поехал к маме». Ведь часто бывает так, что родители наших друзей заменяют нам собственных, когда те уходят раньше. У моего друга умерла мама. Дорогая Галина Борисовна, я Вас очень люблю. Школа-студия гордится Вами. Как-то другие слова сейчас не лезут. Это очень близкое семейное горе. Простите и прощайте.

Следующей выступила Александра Захарова, актриса, дочь Марка Захарова, которая рассказала удивительную историю дружбы своего отца и Волчек. Судьбы их переплелись настолько, что даже умерли они с разницей всего в три месяца.

— Беда страшная, — начала Александра Захарова. — Сейчас мы с Денисом сидели и вспоминали, как судьбы моего отца и его матери были переплетены. Родились в один день, в молодости, мечтая стать актерами, в один день показывались в театре и им обоим отказали. В один день их утверждали главными режиссерами, более 40 лет они строили два лучших театра в Москве, два истинно русских драматических театра, которые росли и развивались параллельно, подставляя друг другу плечо. Наши родители с Денисом дружили. Они ушли в один год. Галина Борисовна пережила моего отца на три месяца. Не могу больше говорить, извините.

Продюсер Марина Ковалева, ставшая сопродюсером проекта по приезде «Современника» в США, назвала Галину Волчек первым и единственным человеком, который так успешно внедрил русский театр в американскую культуру.

— В этот пронзительно грустный день правильно было бы не говорить, а молчать, — сказала Ковалева. — У каждого из нас, кто знал Волчек и кто просто был зрителем, есть особый монолог с ней. Но для тех, кто живет за тысячи километров, это совершенно особый человек. Больше двух миллионов русскоговорящих в Америке благодарны, что их дети, внуки будут говорить по-русски. Галина Борисовна, невозможно смелая, взорвала США и подарила им театр «Современник». Она — единственный отечественный режиссер, который вошел в историю американского театра. Мы живем очень далеко и, когда здесь уходят любимые люди, не понимаем и не верим в случившееся. И даже я сейчас, стоя здесь, в глубине души все равно буду продолжать свой монолог с этой удивительной, великой женщиной.

Сергей Гармаш зачитывает телеграмму президента России Владимира Путина / Видео: Наталия Белова, «Вечерняя Москва»

Сегодня здесь выступали не коллеги, не начальники и подчиненные, не пришедшие выразить свое уважение и «отметиться о присутствии». Со сцены говорили друзья.

— Снаряды бьются рядом, — произнес актер, худрук театра Сатиры Александр Ширвиндт. — Я вспоминал: 63 года получается нашей дружбе. Довольно большой срок. Как так получается? Что такое, Галочка? Триптих ее существа: талант, мудрость, смелость. Причем все это — ее поступки, а не теоретическое пребывание в ипостасях. Читал о Галочке какие-то сообщения, какие-то заметки о ее биографии. Все это банально. Какое-то наше приблатненное театроведение. Галочку я могу сравнить только с Раневской по мощности. Она не была затворницей. Была в этом мире, в этой жизни, знала про эту страну все и всегда, тонко сопротивляясь, где-то приспосабливаясь, но добивалась своего. Эти слова: «невосполнимая утрата», «всегда помнить»... Слова словами, но утрата ведь действительно невосполнима. Никогда больше такого не будет, не будет тех уникальных артистов, воспитанных ею. Тем не менее то, что она совершила, действительно останется навсегда, потому что это веха, веха эпохи. Эпоха кончается. Сейчас выйдем все отсюда, побежим по делам, но конечный маршрут — вот эта мизансцена. И забывать об этом нельзя. Прощай, Галочка.

Одним из последних говорил Максим Галкин. На прощание он приехал без Аллы Борисовны — от боли утраты у нее начались проблемы со здоровьем.

— Наверное, каждому сегодня легче молчать, чем говорить. Только 19 декабря мы виделись на дне рождения Галины Борисовны и не было никаких признаков того, что через неделю ее не станет. Но, когда думаю о том, как тяжело говорить в такие минуты, я вспоминаю Волчек, которая была удивительно мужественным человеком, — отметил Галкин. — Мы много лет дружили, я никогда не видел ее отчаявшейся, тоскующей. Она была актрисой в каждую минуту своего существования. Всем своим естеством она показывала уверенность — это было важно не для нее, а для театра, семьи, друзей. Здесь сегодня не вся моя семья — только Кристина и мой брат. Конечно, здесь должна была быть Алла Борисовна, но она очень тяжело переживает эту утрату. У нее резко поднялось давление, и сейчас моя супруга физически не может присутствовать.

На прощании с Галиной Волчек выступил Максим Галкин / Видео: Наталия Белова, «Вечерняя Москва»

Артист поблагодарил Волчек, что та была другом его семьи, была бабушкой для его детей, проводником в мир театра:

— Она не просто объединяла людей — она объединяла миры. И мы частичку этого объединения с ее уходом потеряли.

Около часа дня церемония закончилась. Гроб вынесли из театра под звуки траурного марша, и кортеж выдвинулся на Новодевичье кладбище.

На самом кладбище в это время активно готовились к церемонии: перегородили центральную аллею, где должна будет покоиться Галина Волчек, поставили шатер. Постепенно у стен начали собираться простые люди, захотевшие проводить актрису в последний путь.

— Для меня это в первую очередь даже не режиссер, а актриса, которая сформировала мое представление о кино и о том, как человек может играть, — говорит поклонница творчества Волчек Елена Мирошенко. — Мне кажется, сейчас актеры так не играют. Она была... неистовой, громкой, яркой. Когда говорят, что с ней ушла эпоха, не лукавят.

Проститься с артисткой пришли и молодые люди. Кого-то с детства воспитывали на творчестве Волчек, кто-то случайно увидел ее работы и влюбился.

— Мне кажется, сейчас, с развитием средств массовой коммуникации, очень легко понять, что за человек ушел, просто почитав социальные сети и СМИ, — считает студент Михаил. — Мои родители — огромные поклонники творчества Галины Волчек. Благодаря им я буквально рос на ее работах. И теперь мне особенно приятно, что, оказывается, у всех она вызывала такие же эмоции, как и у меня. Только восхищение. Никаких копаний в грязном белье, никаких сплетен.

Для проведения закрытой церемонии прощания на Новодевичьем кладбище установили шатер / Фото: Наталия Белова, «Вечерняя Москва»

Вскоре на территорию въехал кортеж. Перед ним — деревянный крест, венки. За ним — люди. Шли медленно и очень тихо. Кажется, каждый пытался хоть немного оттянуть момент, когда придется проститься с актрисой.

Интересно, как много можно сказать о человеке по тому, как его провожают в последний путь. Галина Борисовна ушла так же, как жила, — красиво и с достоинством. Люди, пришедшие на панихиду, скорбели не на показ, а искренне, говорили не с пафосом, а с надрывом. Или и вовсе молчали — слишком больно.

Ранее по теме:

Сергей Собянин выразил соболезнования в связи со смертью Галины Волчек

Любимый спектакль Волчек сыграют в «Современнике» в память об актрисе

Чем навсегда запомнится Галина Волчек

amp-next-page separator