Солдат-срочник Рамиль Шамсутдинов / Фото: Аккаунт отца Рамиля Шамсутдинова в соцсети «Одноклассники»

«Осознает себя жертвой»: графолог по почерку оценил психологическое состояние Шамсутдинова

Общество

Солдат-срочник Рамиль Шамсутдинов, расстрелявший сослуживцев в воинской части, написал открытое письмо, обращенное к семьям погибших. В нем юноша выразил свои сожаления и объяснил, что просто не мог больше терпеть постоянных мучений со стороны других солдат.

«Вечерняя Москва» поговорила с графологом, психологом, профессором кафедры педагогики и психологии Московского регионального социально-экономического института Дмитрием Смысловым, который проанализировал почерк Рамиля и описал его психологический портрет:

Письмо Шамсутдинова семьям убитых им солдат / Фото: VK.com / «Спасти рядового Рамиля Шамсутдинова»

— Первое, что важно отметить, — автор документа искренен и не склонен изображать другое лицо. В его поведении проявляется памятливость на высказывания, поступки, события в начале выполнения действий. Медленная врабатываемость ввиду памятливости на прошлые события — наличествует аффективный компонент. Тенденция к накручиванию, субъективному усилению своих эмоций и переживаний, склонность возвращаться к прошлым событиям и субъективно их усиливать. Внушаемость, тенденция действовать во власти эмоций или аффекта. Также сильно выражена тенденция к сохранению дистанции при общении, чувствительность к новой информации в плане межличностного и равного по роли общения.

— У Рамиля наблюдаются проблемы с коммуникацией?

— У него наблюдается склонность к общению на равных, то есть его проблема — в принятии авторитета других, склонности переводить общение из официального в неформальное, на равных. Моя гипотеза такова, что, возможно, здесь может сказываться национальный характер. При условии, что он — татарин, это типично для представителей татарской культуры: они не любят официального общения и склонны переводить его в формат межличностных. Еще одна черта — склонность к искренности в поведении, тенденция не скрывать своих мыслей и чувств, эмоциональность, конфликтогенность.

— Можно говорить о том, что ему сложно справляться с эмоциями и, соответственно, контролировать свои поступки?

— Здесь наблюдается тенденция к временной потере контроля над собственным поведением ввиду сильных эмоций — аффективный компонент. Рамиль склонен к сильному противодействию, если идут против его точки зрения. Склонен к мстительности. Особая, проблемная тема — собственная личность. Это обусловлено юношеским максимализмом и эгоцентризмом. Для него крайне болезненно понимание своего места в мире. Личностная незрелость. Он находится на стадии становления личности и определения себя в социальном мире. Имеет место и тенденция к автономизации от внешнего мира — шизоидность.

— Что можете сказать о подписи молодого человека?

— Подпись на момент ее создания говорит о конфликте с социальным окружением, осознании себя некоторой жертвой, склонности перечеркивать свою принадлежность к роду, себя как личности. Это его болевая зона, потребность в самоутверждении есть, а ситуации, где он может себя проявить, нет.

Дмитрий Анатольевич добавил, что, к сожалению, в случае с Шамсутдиновым очевиден недосмотр психологов, которые проверяли Рамиля перед армией. Таких людей, по его словам, нельзя допускать не только к оружию, но даже и к вождению автомобиля, пока они личностно не преодолеют некоторые «болезни роста» и не найдут себя в этом мире. За рулем юноша вел бы себя точно так же: подрезал бы, обгонял в случае агрессивного поведения других участников дорожного движения, что случается нередко.

Читайте также: Отец подозреваемого в расстреле срочника рассказал о его детстве

amp-next-page separator