Методист отдела содержания территории и экологического просвещения Дирекции природной территории «Серебряный Бор» Анна Сорокина рассказывает о флоре и фауне самого большого тростникового болота столицы / Фото: Александр Кожохин / Вечерняя Москва

Страшные и опасные только в сказках: болота выполняют важную экологическую миссию

Общество

2 февраля во всем мире отмечают День водно-болотных угодий. По случаю праздника корреспонденты «Вечерней Москвы» отправились в Серебряный бор, где находится самое большое в Москве тростниковое болото.

За волшебным цветком папоротника, если верить сказкам, нужно идти в лес в начале июля. Подснежники, без чудесной помощи братьев-месяцев, не покажутся раньше марта. Поэтому встретить накануне февраля несколько зеленых растений у болота, признаться, немного волнительно.

— Это ирис желтый, - определила, взглянув на заостренные верхушки листьев, наша проводница – методист первой категории отдела содержания территории и экологического просвещения Дирекции природной территории «Серебряный бор» Анна Сорокина. — Растет в воде — без влажности не может.

В Москве дикорастущие болотные ирисы, также известные в народе как касатики или петушки, — скорее, редкость. Цветок занесен в Красную книгу как уязвимый вид. Так, может, это силы лесные или духи болотные решили показать нам свое диво дивное? Молодые побеги зеленели на фоне серого рыхлого льда.

— Теплая зима, - возвращает к реальности, разрушая мистическую, но объясняя природную магию Сорокина. – Конечно же, сейчас ирисы должны «спать», но из-за того, что вода замерзла недавно, некоторые цветы успели прорасти.

Впрочем, успокаивает специалист, у болотного ириса достаточно мощное корневище, поэтому он вполне может пережить капризы зимней погоды и весной еще порадует нас желтыми цветами. С наступлением тепла на болото также стоит прийти, чтобы полюбоваться незабудками, увидеть горицвет кукушкин, дрему двудомную, а если повезет – и лесную орхидею: пальчатокоренник балтийский. В прошлом году в Серебряном бору специалисты обнаружили всего четыре орхидных цветка, и это на один больше, чем, например, годом ранее.

— К сожалению, не все люди знают, что пальчатокоренник — редкое краснокнижное растение, — говорит Анна Сорокина. — И, если гроздь розовых цветочков распускается на видном месте, срывают ее.

К слову, это сегодня болото в черте города кажется чем-то нереальным. А ведь когда-то заболоченная местность была привычным ландшафтом Москвы. Взять хотя бы Патриаршие пруды, где раньше находилось Козье болото, названное так, потому что там паслись дикие козы. Хотя есть и другая версия.

— Это место еще называли Козихой, — рассказывает экскурсовод Мария Антоненко. — В свое время оно пользовалось дурной славой, потому что, по преданию, в болоте жили кикиморы, которые строили людям козни. И недаром Михаил Булгаков как истинный знаток Москвы, когда работал над «Мастером и Маргаритой», для начала своего романа выбрал именно Патриаршие – в его бытность Пионерские – пруды.

Но это только городская легенда. На самом деле, болота приносят большую пользу.

— Они поддерживают на планете водный баланс, - говорит заслуженный эколог России, генеральный директор научного центра «Охрана биоразнообразия» Российской академии естественных наук Виталий Кривенко. — Когда тает снег, болота, как губка, впитывают влагу и потом постепенно через ручейки отдают ее в реки и озера. Кроме того, водно-болотные угодья – один из важнейших климатообразующих факторов. Чем богаче гидрологическая сеть, тем мягче климат.

А еще болота – это дом для разных животных. В Серебряном бору в зарослях тростника, камыша и рогоза гнездятся кряквы и хохлатая чернеть, обитают речные крачки и серая цапля. Кроме того, в прошлом году впервые на тростниковом болоте вывела птенцов камышница и поселилась большая выпь. Эта птица находится под угрозой исчезновения.

— И, конечно же, на болоте живет много, в том числе редких, лягушек, - добавила Анна Сорокина. — Слышали бы вы, как они громко и чудно поют! Обязательно приходите к нам весной — на лягушачьи концерты.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Вера Струкова, заместитель руководителя ГПБУ «Мосприрода»:

— Вашутинское мезотрофное болото, Молжаниновское верховое болото, Мезотрофное болото в Алешкинском лесу, низовое болотце в Лианозовском парке, Малинское верховое болото в Зеленограде и другие московские болота считаются памятниками природы и находятся под охраной. Почему-то считается, что в болоте застоявшаяся вода. Но это не так: вода в болоте обновляется в 3-4 раза быстрее, чем в озерах. Кроме того, в болотах есть особый мох – сфагнум. Это отличный антисептик, предотвращающий развитие даже тех бактерий, которые могут существовать без кислорода.

Читайте также: Тысячи птиц остались зимовать на городских водоемах

amp-next-page separator