Кадр из фильма «Ван Гоги»

Эксперт по этикету объяснила, зачем нужно тренировать мышцы лица

Общество

Очередной политический скандал произошел в США. После того как президент страны Дональд Трамп закончил читать свое ежегодное обращение к конгрессу, спикер палаты представителей Нэнси Пелоси публично порвала текст речи президента. Свой жест она назвала «еще вежливым с учетом всех имеющихся альтернатив».

«Вечерняя Москва» поговорила с президентом Национальной ассоциации экспертов по деловой этике, этикету и деловому протоколу Альбиной Холговой, которая оценила жест Пелоси и предложила альтернативы корректного выражения несогласия и протеста.

— Если мы говорим об этикете, а это камертон, то выражать свое несогласие нужно только с доброжелательной улыбкой на лице, разумеется, без использования ругательств, матерных слов, не переходя на оскорбления. Критика ведь тоже может быть конструктивной, и вопрос здесь большей частью в интонациях. Если говорить об инциденте с порванной речью, то это, безусловно, очень грубо. Такой жест — безусловная демонстрация отношения к самому Трампу, резко указанное неуважение.

— А как тогда негодовать, протестовать правильно? Не только в политике, но и в бизнесе, на работе?

— Когда мы не хотим скандала, одна из самых действенных методик, которую, кстати, одобряют и психологи, — частично согласиться с оппонентом, а затем выдвинуть свою точку зрения. При этом важно не использовать частичку «но» — это заставляет нашего визави сразу напрячься. Более уместным станет использование синонимов. Например: «Я согласна, что здесь, здесь и здесь мы действовали неправильно, однако/вместе с тем эта часть работы выполнена прекрасно». Такая форма добавляет конструктива в диалог и позволяет выйти на компромисс. В любом случае есть давно известная фраза: «Плохой мир лучше хорошей войны». Если можно не допустить открытых конфронтаций, это окажется намного полезнее.

— Если мы понимаем, что выйти на адекватный диалог в данном случае невозможно, как этично выразить протест?

— По правилам этикета, с той же самой легкой улыбкой. Например, говорим: «Иван Иванович, я поняла вашу точку зрения» — разворачиваемся и уходим. Но этикет рекомендует все равно держать лицо, «покер-фейс», что вообще-то довольно трудно достижимо. Не зря профессиональные игроки в покер сидят в черных очках. У меня есть один знакомый известный игрок, обладатель нескольких браслетов, и как-то раз я спросила его, есть ли какая-то особая методика, позволяющая держать лицо. Он ответил, что помогут только тренировки, расслабление мышц, помогающее добиться выражения невозмутимости. И в этикете это так же важно — не давать вашему лицу говорить за вас.

— С рабочими моментами понятно, но что делать, когда протестовать приходится в личной жизни, в беседе со знакомыми?

— Бывает так, что в наш адрес звучит неприкрытое хамство, вопросы: «Почему до сих пор нет детей?» или «Почему ты так поправилась?». Мы понимаем, что такими вопросами нас просто хотят задеть, оскорбить, и здесь нельзя поступить как на работе, используя аргументы, отстаивая свою позицию, приводя какие-то результаты. Вне этикета, конечно, можно отреагировать такой же грубостью или просто послать человека куда подальше. Но этикет советует одно: меняйте тему. Например, мы слышим: «Ой, ты так ужасно выглядишь, так поправилась!» В ответ смотрим в окно, говорим: «Какая же прекрасная сегодня погода!» — разворачиваемся и уходим.

Читайте также: «Жалкое зрелище»: что чиновницам стоило дарить блокадникам согласно этикету

amp-next-page separator