Инфекция раздора. Шесть самых острых вопросов про коронавирус
16 февраля корреспонденты «Вечерней Москвы» задали самые острые вопросы, касающиеся эпидемии коронавируса, экспертам и получили ответы на них. Стоит ли бояться незнакомой болезни, как эпидемия может отразиться на экономике и правильно ли поступают с тысячами пассажиров лайнера, закрытого на карантин из-за сотни заболевших.
1. Китайские ученые заявили о разработке вакцины буквально через полтора месяца после начала эпидемии. Могут ли ученые действительно так быстро изобрести вакцину от коронавируса?
Сергей Колесников, президент ассоциации производителей фармацевтической продукции и медицинских изделий, академик, заслуженный деятель науки РФ:
— Конечно, это слишком быстро для разработки вакцины. Считается, что создание вакцины занимает три-четыре месяца при условии, что имеешь все: штамм, иммуногенный участок, носителя. Остальное время занимает тестирование. От «живых» вакцин (ослабленная форма штамма вируса), которые производятся дольше, сегодня практически отказались в пользу рекомбинантных, не способных вызвать заболевание.
Задача в том, чтобы найти иммуногенный участок вируса, присовокупить к нему фрагмент, который будет проникать в клетку и вызывать иммунитет. Затем такая вакцина проверяется на токсичность.
После этого следует тестирование защитных свойств сначала на животных, затем на людях. Я считаю, что озвученные в Минздраве сроки разработки вакцины более правдоподобны. Спекуляции на тему того, что в угоду срочности будут сокращены сроки клинических испытаний и в итоге получится бесполезная (а то и опасная) вакцина — беспочвенны. Никто не пойдет на такой риск, зачем гробить человека еще до того, как он заразится.
2. Сроки, за которые была разработана вакцина, подозрительны, вдруг коронавирус — биологическое оружие. Это начало бактериологической войны?
Анастасия Коновалова, врач-инфекционист, член европейского сообщества инфекционистов и микробиологов:
— Все разговоры о том, почему так быстро придумали вакцину от коронавируса, является ли это каким-то запрограммированным биологическим оружием, был ли Китай заранее к этому готов, — не более чем красивые конспирологические теории. Если говорить о разработке вакцины, то на основании генома, проще говоря, на основании строения живого вируса разработать вакцину от заболевания для хорошего эксперта не так уж сложно. Сделать такую разработку не составляет труда ни в нашей стране, ни в любой другой.
Другое дело — испытание вакцины, ее последующее тестирование. Оно необходимо, чтобы проверить ее безопасность и эффективность. Как правило, тестирование на животных занимает длительный период времени — от полугода и более. Ведь сначала нужно провакцинировать животных, а потом заразить их этим вирусом, чтобы понять, насколько эффективна и безопасна созданная вакцина: понять схему вакцинации, определить, не вызывает ли она каких-либо поздних осложнений, и так далее. Сама новость о том, что вакцина придумана, прекрасна. Но есть высокая вероятность, что к тому моменту, когда ее запустят в производство и смогут применять, вспышки заболевания сойдут на нет. По прогнозам, в течение шести-восьми месяцев все вспышки коронавируса прекратятся. Учитывая летальность заболевания, которая составляет 2 процента числа заболевших, может встать вопрос об актуальности этой вакцины. Да, 2 процента тоже немало, но по сравнению с тем же самым гриппом, от которого ежегодно умирают десятки тысяч людей даже при наличии эффективной вакцины, в актуальности вакцины от коронавируса к тому времени могут возникнуть сомнения. Предыдущие типы коронавируса по летальности были еще серьезнее, но даже они не были такими серьезными, как грипп.
3. Круизный лайнер Diamond Princess с 5 февраля стоит на карантине у берегов Японии. На борту — уже сотни заболевших. Гуманно ли вообще отказывать в помощи больным, если они не граждане страны, и буквально обрекать их на смерть в заточении? Почему никто не эвакуирует людей?
Николай Малышев, ведущий научный сотрудник национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи, профессор:
— Каждое государство имеет собственное санитарно-эпидемиологическое законодательство, и на его формирование влияют разные факторы: географическое положение, уровень экономико-социального развития и так далее. Ситуация, в которую попали пассажиры круизного лайнера Diamond Princess, безусловно, тяжелая, однако японские власти действуют логично и правильно даже в разрезе общепринятых порядков организации карантина и изоляции. В принципе, примерно так и должны проводиться такие мероприятия. Должны были закрыть, изолировать пассажиров в каютах, не разрешать им встречаться — так они и сделали. Даже показывали, как устраивают для пассажиров прогулки по палубе, цепочкой, на расстоянии 2–3 метров друг от друга, все в масках, — все это правильно.
О том, как проводится контроль состояния пассажиров, говорить сложно, поскольку информация поступает не из первых рук, а оценка самих пассажиров может оказаться весьма субъективной. Тем не менее соблюден главный принцип — изоляция. Факт, что число подтвержденных случаев коронавируса среди пассажиров увеличивается, объясняется инкубационным периодом. Те, кто заболел уже после того, как корабль пришвартовался в японском порту, были больны и за несколько дней до этого, просто симптомы не проявлялись.
Решение об эвакуации, транспортировке и размещении зараженных или потенциально зараженных пассажиров также принимает государство, на территории которого разворачиваются события. Многое зависит от того, есть ли возможности. Вот у нас страна большая. Скажут освободить пансионат — и освободят. В Японии с этим сложнее, поэтому, в принципе, они приняли правильное решение.
Тот факт, что еще одно судно — лайнер Westerdam — отказались принимать в пяти странах из-за подозрения на вспышку коронавируса на борту, также нельзя считать удивительным. Обеспечение безопасности своих граждан — это первоочередная задача для государства. Если судно пристанет, помимо риска распространения инфекции, нужно будет вводить карантин, нужно кормить пассажиров.
4. В Челябинске люди выступили против размещения на карантин граждан в санатории «Утес».
Властям пришлось закрыть этот центр. Власти должны прислушиваться к мнению людей?
Анастасия Коновалова, врач-инфекционист, член европейского сообщества инфекционистов и микробиологов:
— Власти не должны были идти на поводу у людей, которые подверглись массовой истерии. Прежде всего этот вопрос нужно было решать с помощью максимально широкого информирования населения: рассказывать о путях распространения вируса, о том, что его индекс контагиозности (свойство инфекционных болезней передаваться от больных людей и/или животных здоровым восприимчивым людям/животным путем передачи их возбудителя при непосредственном контакте или через факторы передачи. — «ВМ») примерно такой же, как у гриппа, объяснять людям, что даже в разгар сезона гриппа защититься от инфекции не то что невозможно, а достаточно просто. Для этого надо соблюдать элементарные правила безопасности: часто мыть руки, избегать мест массового скопления людей.
Тем более при условии, что инкубационный период заболевания коронавирусом составляет всего две недели, не вижу никаких противоречий в том, что люди, вернувшиеся из очага заражения, находились бы какое-то время под наблюдением врачей, а потом их отпустили бы.
Да, в Китае вспышка заболевания уже переросла в эпидемию, то есть количество инфицированных превысило один процент населения. В связи с тем, что вирус из-за высоких туристических потоков начал достаточно быстро распространяться в других странах, логично возникла паника. Сейчас ситуация стабилизируется, в первую очередь снижается летальность заболевания, во многих странах найдены лечебно-диагностические подходы.
5. В разных странах мира люди боятся китайцев как возможных переносчиков заразы. Бояться ли нам агрессии в отношении китайцев, проживающих или гостящих в Москве?
Елена Самышина, депутат Мосгордумы, член комиссии по экономической и социальной политике:
— В современном мире чего только не бывает. Все люди разные и воспринимают информацию поразному, поэтому, конечно, люди могут испугаться за свою жизнь. В прессе проходит каждый день свежая информация, и я могу вам сказать, что по результатам недавнего совещания в Департаменте здравоохранения Москвы паники на сегодняшний день вообще нет. Москва готова к ситуации, все под контролем. Никаких причин и предпосылок, чтобы начались конфликты в связи с этим вирусом, я лично не вижу.
6. Многие производства расположены в Китае. Может ли вирус при вести к всемирному экономическому кризису?
Андрей Марголин, заслуженный экономист России:
— Вопрос один из самых сложных. Еще некоторое время назад, до возникновения коронавируса, экономисты обсуждали риски возникновения мирового экономического кризиса, в числе которых было то, что рынок производных финансовых инструментов более чем в 10 раз превышает мировой валовой внутренний продукт. Это значит, что необеспеченных финансовых продуктов много, и может быть эффект домино в случае возникновения определенного кризиса неплатежей какой-либо крупной компании. Компании с такими рисками есть. С появлением коронавируса ситуация усугубилась. Может ли возникнуть мировой экономической кризис из-за коронавируса, зависит от того, как быстро мы сможем его купировать. Если следовать прогнозу президента США, что в апреле все закончится, то начнется быстрое восстановление. Если это затянется, то вероятность кризиса будет возрастать. У России есть все возможности, чтобы противостоять кризису.
Михаил Мурашко, министр здравоохранения России:
— На сегодняшний день процесс разработки вакцины — это не короткий промежуток времени. Вакцина разрабатывается не менее чем 8–10 месяцев, это только начальная стадия без клинических испытаний, поэтому этот вопрос на сегодняшний день в процессе.
Анастасия Ракова, заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития:
— В Москве приняты все меры по недопущению распространения коронавируса, подтвержденных случаев в столице на сегодня нет.
ФАКТЫ
— По данным на 13 февраля 2020 года, в России ликвидирован дефицит медицинских масок. Об этом сообщил заместитель министра здравоохранения России Дмитрий Костенников.
— Международное рейтинговое агентство S&P спрогнозировало снижение роста мирового ВВП на 0,3 процента в 2020 году. Специалисты аргументировали такие прогнозы тем, что на мировую экономику повлияет коронавирус.
СПРАВКА «ВМ»
К 16 февраля заражение коронавирусом COVID-19 в Китае подтвердилось у 68 500 человек, сообщает Национальная комиссия по здравоохранению КНР. На вчерашний день количество жертв коронавируса в стране достигло 1665 человек. Вылечить от болезни удалось 9419 человек.
Читайте также: Китай заявил о двукратном снижении доли тяжелобольных коронавирусом