Алексей Яценко признался, что любовь к лошадям ему привил отец / Фото: Александр Кожохин / Вечерняя Москва

Акробат-вольтижер Алексей Яценко: Надо стараться, даже если тебя не замечают

Общество

Алексей Яценко с 2009 года работает в Большом московском цирке. Неоднократно в составе труппы становился золотым призером самых престижных международных и российских фестивалей циркового искусства.

— Алексей, как вы попали в цирк?

— Мой отец — мастер спорта по конному спорту, каскадер. Он мне привил любовь к лошадям. Когда мне было 14, знакомые предложили попробовать себя в джигитовке под руководством народного артиста СССР Хакима Зарипова. Сначала сомневался, но, посетив репетицию, очень вдохновился.

— В этом искусстве нужно время — не только чтобы добиться результатов, но и чтобы тебя заметили?

— Да. Когда я пришел в цирк артистом-стажером, репетировать удавалось мало. На репетицию в манеже выделяли полтора часа, и молодым давали по пять минут. Мы дежурили на конюшне, ухаживали за лошадьми. Я это очень любил. Но так как меня не замечали, стал пробовать себя в других жанрах. Меня взяли в номер «Эквилибр на лестнице». Руководитель по джигитовке Улугбек Зарипов увидел раз, как я на плечах стою в другом манеже, удивился. И, увидев мои способности, стал давать больше времени. Через три месяца подготовки я стал работать. Даже если тебя не замечают, надо заниматься, а там уже дело случая, когда вы проявите себя.

— Какие трюки вы выполняли?

— Первый мой трюк в джигитовке — колонна в плечах на лошади. Это когда человек скачет быстрым галопом на лошади, а я запрыгиваю к нему на плечи. Потом я выпустил трюк «обрыв» — в репертуаре наездников-вольтижеров и джигитов это выглядит так: зацепившись ступней за кожаную петлю на гурте, наездник повисает вниз головой с бока коня. А в Китае освоил трюки, где надо пролезать под животом лошади. Я его выполняю с завязанными глазами.

— С повязкой на глазах это, наверное, намного опаснее?

— Да, считается одним из самых опасных трюков. Ты дезориентирован, и лошадь по кругу бежит, центробежная сила тянет наружу… Не видишь манежа, лезешь на ощупь. Самое страшное — если лошадь споткнется, упадет или кожа лопнет на ручках, за которые держимся. Они вроде надежны, но ведь и самолеты падают — что уж говорить об обычном материале.

— Травмы у артистов плохо влияют на дальнейшую судьбу?

— Конечно. На здоровье нельзя экономить, нужно сразу лечить, если что-то болит. В 2015 году, выполняя трюк, я получил открытый перелом голени за три месяца до Всемирного фестиваля циркового искусства в Монте-Карло… Фестиваль пропустил, год учился заново ходить. И ребятам пришлось быстро перестраивать номер. Я поправился, но появился страх, и он мешает.

— Инструментарий артиста — руки, ноги. А какие нужны психологические качества?

— Главное — не бояться, но и голову не выключать. В молодости я был почти бесстрашен. А с возрастом появился опыт ошибок, которые не хочется повторить, и мысли: а вдруг не получится, вдруг упаду.

— Есть любимая станция метро или истории, воспоминания, связанные с ним?

— Я хорошо помню годы, когда только переехал и стал жить недалеко от станции метро «Медведково» и работать в Московском цирке, постоянно ездил до станции «Университет». Эти станции и люблю больше всего.

СПРАВКА «ВМ»

Алексей Яценко родился в Узбекистане 16 октября 1988 года. В 2004 году он начал осваивать джигитовку под руководством Хакима Зарипова. В 2008 году переехал в Москву.

Читайте также: Егор Дружинин: Предложений много, но я щепетилен и избирателен

amp-next-page separator