Норвежцы наградили москвича за участие в боях в 1944 году
В 1944 году 15–летний юнга Виктор Харчев принимал участие в боях у берегов Норвегии. На днях представители этой страны вручили ему медаль «За вклад в победу во второй мировой войне».
Да, не в парадном зале состоялось вручение боевой награды, а в скромной ветеранской квартире. Но и в этих стенах торжественности церемония не потеряла. Выстроившись, как на параде, норвежские военные атташе зачитали приказ и с почтением передали ветерану награду. Большая медаль в синей бархатной коробочке дополнила и без того внушительную коллекцию наград. Среди них — орден Отечественной войны II степени, медаль Ушакова, медали «За оборону Советского Заполярья» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
— Норвегия никогда не забудет вклад Советской армии в освобождение нашей страны. Советские солдаты стали и нашими героями, — этими словами атташе по вопросам обороны посольства Норвегии коммодор Хельге Арнли закончил торжественную часть встречи.
Важных гостей хлебосольный хозяин рассадил за столом. Не обошлось, конечно, и без воспоминаний.
— Я еще школьником частенько играл в войну вместе с другими ребятами, в парке на родной Пресне. Во всех «Зарницах» участвовал. С нами занимались военные, настоящие профессионалы, — рассказал Виктор Николаевич Харчев. — Хорошо стрелять я научился до войны. А когда 22 июня Вячеслав Молотов по радио объявил, что на нас напали немцы, я долго ломал голову, как бы мне, подростку, попасть на передовую.
Когда в октябре 1941-го фашисты начали бомбить Москву, ватага мальчишек во главе с Витей Харчевым подрядилась скидывать с крыш и тушить зажигательные бомбы. А совсем взрослым почувствовал себя подросток, когда его приняли на работу на 39-й авиационный завод.
— Собирали мы «яки», истребители, — с гордостью рассказал Харчев.
Вскоре Виктор узнал о наборе в школу юнг на Соловках. Правда, с первым потоком поступить не успел.
— Мы с ребятами ахнули, когда увидели очередь в здание Министерства речного и морского флота, — вспоминает ветеран.
Следующий набор их компания не пропустила, но лишь двое из девяти парней прошли медкомиссию.
Через 10 месяцев обучения выпускники школы были направлены для несения службы на корабли. Харчев, один из немногих отличников, выбрал Северный флот.
— В 1944 году началась эпопея с освобождением советского Заполярья и Норвегии. Я попал на лидер эсминцев «Баку», — рассказал Харчев.
Эскадра эсминцев нередко сопровождала корабли англичан и американцев, поставлявших в рамках лендлиза боеприпасы, технику, продовольствие. Помощь нашим разведчикам оказывали норвежские коллеги.
Снимки любимого эсминца украшают квартиру Харчева. В ходе одной из боевых операций 1944 года «Баку» получил небольшую пробоину. Осколок вражеского снаряда пробил дыру в его трубе. Корабельные умельцы забили ее красивой медной заплаткой и написали: «Труба получила ранение в результате набега на военную базу Варде в ночь на 25 октября 1944 года».
Читайте также: Наши герои