Только спокойствие. Как справиться с тревожностью из-за пандемии
Суетится и психует весь народ: мы не можем видеться с родными и друзьями, да и вообще выходить из жилищ без авоськи или собаки. А за окошком бушует диковинная зараза. «Вечерка» узнала, как в такой обстановке сохранять спокойствие.
— Мне часто снится умершая бабушка и грозит пальцем, — рассказывает 28-летняя Анастасия Громова. — Раньше такой сон был в радость, я любила бабушку, а теперь он пугает меня до холодного пота. Настроение гнетущее, из дома не выхожу уже месяц. Когда муж идет за продуктами, страх буквально душит меня, хотя я отдаю себе отчет, что не больна. Три раза в день протираю дверные ручки и выключатели антисептиком, и все равно мне кажется, что мы заразимся.
Усугубляют тревожность Анастасии ее пожилые родители, которые ходят по магазинам сами, как ни в чем не бывало, хотя обоим уже за 60.
— Мой мир перевернулся, — продолжает женщина. — Иногда не помню, какое сегодня число и вообще — какое время года. Вчера услышала пение птиц во дворе: мне показалось, это звуки из какой-то другой жизни.
У Полины Свиридовой ситуация тоже невеселая. Она в Москве одна-одинешенька, родня в другом городе, до которого ковид еще не добрался. Девушка читает все подряд сведения про новый коронавирус.
— Позавчера прочитала, что первый фактор смертельного риска — ожирение, а у меня лишний вес! — сокрушается Полина. Потом она узнала в каких-то новостях, что у больных синеют пальцы ног, и весь день провела, разглядывая свои ступни. Из-за постоянного напряжения она спит по три-четыре часа в сутки и заедает переживания тортиками и пирожными.
Вроде бы мальчики не плачут, но «ужасы нашего коронавируса» коснулись и сильного пола. Наш читатель, москвич Иван Дементьев, 35 лет, муж и отец семейства, обнаружил полную неспособность контролировать свою жизнь в изоляции.
— Дети не слушаются, жена обижается, работа валится из рук. Мне кажется, я никчемный человек, — рассказывает Иван. — Люди вокруг приспосабливаются, выкраивают средства. А я еле успеваю за день выполнять элементарные служебные обязанности, на которые у меня в офисе уходил максимум час. Казалось бы, дети должны мотивировать, а мне по утрам даже не хочется вставать.
Иван признается, что в первые недели карантина он испытывал раздражение, гнев, срывался на близких (может, поэтому дети не слушаются, а жена обижается? — «ВМ»). Потом впал в тоску и потерял интерес к жизни.
— Когда нервы настолько расшатались, что нарушают мировосприятие и порядок жизни, важно не начать «заваливаться» в панику, — говорит психолог Ирина Петрова. — Для этого возьмите себе за правило читать новости только из официальных источников и обязательно поддерживайте контакты с друзьями и родными по телефону, скайпу и в соцсетях.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Евгений Фомин, доцент кафедры психиатрии:
— Центральной государственной медицинской академии Сейчас люди вообще беспокоятся больше, чем тридцать лет назад. За последние пять лет число пациентов, страдающих паническими атаками, возросло в несколько раз. «Залипая» в интернете на «коронавирусных» статьях, мы рискуем подхватить «психическую инфекцию» гораздо больше, чем реальный вирус на улице.
КСТАТИ
По данным ВОЗ, каждый четвертый-пятый житель Земли страдает расстройством психики или поведения. А теперь психиатры разных стран говорят, что после снятия карантина может начаться эпидемия психзаболеваний.
Читайте также: Психолог объяснила, как расслабляться работающим на удаленке людям