Фото: Сергей Киселев / АГН «Москва»

«Игра в изоляцию»: стюардессы рассказали о риске заражения пассажиров коронавирусом

Общество

Президент РФ Владимир Путин сказал, что из-за угрозы COVID-19 воздушное сообщение России вынужденно ограничено — перевозки на внутренних рейсах сократились на 88 процентов, общий объем международных рейсов сократился более чем на 90 процентов. На авиарейсах, которые продолжают работу, принимаются усиленные меры для предотвращения распространения инфекции. О том, какие трудности, связанные с карантином, коснулись авиаперевозчиков и как они затронули рабочий персонал летных компаний, «Вечерней Москве» рассказали две бортпроводницы. По просьбе девушек их фамилии изменены.

Жанна Кузнецова проживает в Находке, работает в известной авиакомпании более 17 лет, она — инструктор, старший бортпроводник. Зарплаты, по ее словам, у членов экипажа катастрофически упали вместе с количеством выполняемых рейсов:

— Коронавирус в финансовом плане ударил по всем. Мы почти безработные. У нас зарплата зависит от летных часов. Максимально разрешенное количество летных часов в месяц по саннорме — 80. Зарплата бортпроводника составляет от 80 до 100 тысяч, в зависимости от профессиональной категории и других факторов. Может показаться, что деньги солидные. Но не забывайте: продукты на Дальнем Востоке стоят в среднем в полтора раза дороже, чем в Москве.

Кузнецова сообщила, что оклад у нее вместе с «дальневосточными» и надбавкой за тяжелые условия труда составляет 19 тысяч рублей, остальное — «летные». Она пояснила, что в настоящее время все бортпроводники независимо от категории получают около 20 тысяч: приблизительно раз в месяц выполняется один рейс.

— Летаем не дальше Новосибирска, — отметила девушка. — За границу и в Москву у нашей компании перелеты приостановлены. В «нормальное» время выполняется шесть рейсов в неделю. Рейсом считается перелет «туда» и «обратно».

Собеседница «Вечерней Москвы» рассказала, что сейчас даже раз в месяц самолет заполнен от силы процентов на двадцать. Она пояснила, что пассажиров нет, летят только те, кому действительно надо, в основном — по работе. При этом стариков и детей практически нет.

— Открыли снова дальневосточный филиал МГУ. Возвращаются студенты. Но салон все равно пустой. Компания работает в убыток. Самолеты в лизинге, за них продолжают платить, — сказала девушка.

По словам Кузнецовой, санитарные меры предосторожности в настоящее время и в аэропорту, и в самолете усилены. Чаще проводится уборка, в ходе которой применяются дезинфицирующие растворы. Все выполняет специальное подразделение. Экипаж работает в масках и перчатках. Для сотрудников авиакомпаний проводится дополнительный инструктаж по мерам безопасности в условиях пандемии.

Стюардесса сообщила, что у пассажиров температуру перед посадкой не измеряют / Фото: Павел Волков, «Вечерняя Москва»

Сотрудница авиакомпании заметила, что все работники заинтересованы оставаться здоровыми. Она сказала, что и до пандемии в коллективе коллеги внимательно относились друг к другу, к примеру, член команды с остаточными признаками опьянения просто не попал бы на борт:

— Чушь, что пилот или стюардесса могут отправиться в рейс «с бодуна». Сдадут сразу, свои же! Всем хочется жить. Теперь все следят, чтобы у коллег не было признаков простуды. Помимо этого, перед вылетом мы проходим стартовый медицинский осмотр.

Стюардесса сообщила, что у пассажиров температуру перед посадкой не измеряют. Да это бы, по ее мнению, и не помогло: инкубационный период при инфицировании COVID-19 две недели, зачастую в первые дни он никак не проявляется.

Кузнецова посетовала, что иногда люди бывают нервными. Они боятся коронавируса, если в салоне кто-то начинает кашлять, пассажиры требуют их отсадить. По словам стюардессы, пассажиры должны занимать места согласно купленным билетам. В случае явных истерик экипаж делает какие-то исключения и идет навстречу, чтобы избежать скандала.

Бортпроводница в беседе упомянула, что отпуск у нее увеличенный, 77 суток. Сейчас же, когда все и так сидят дома, подобные льготы мало кого радуют. У Жанны трое детей школьного возраста, муж — моряк-контрактник:

— Он по полгода в море, под Новый год вернулся. Это очень помогло — деньги есть, не голодаем. Но у нас еще ипотека. И любые накопления имеют свойство заканчиваться. Губернатор Приморского края Олег Кожемяко продлил карантинные меры до 1 июня. Но в действительности никто не знает, когда эта блокада будет окончена. Очень тревожно — как будет все дальше? Богатым все равно. Пандемия и кризис ударили по простым людям. Очень хочется, чтобы все быстрее нормализовалось.

Маргарита Иванова работает бортпроводницей 12 лет. Она так же, как и ее коллега Жанна Кузнецова, почти все время сейчас находится дома, в Новосибирске. Сибирячка убеждена, что соблюдать социальную дистанцию в салоне самолета теоретически можно, но не имеет смысла, риски остаются:

— Несмотря на то что в салоне место есть, правилами компании-авиаперевозчика рассаживание произвольным образом не предусмотрено. Полтора метра выдержать вполне реально — посадить пассажиров по одному у окон и через ряд. Салон будет заполнен процентов на 17 от общей вместимости. В аэробусе A-319 займут всего 22 места из 128. Во сколько раз должны возрасти тарифы? Готовы ли эти пассажиры платить за билет в 6 раз больше, если подобные правила рассадки утвердят? Я думаю, это невыполнимо. Да и не нужно.

Иванова согласилась, что сегодня самолет заполняется всего на 15–20 процентов. Но разговоры про дистанцию она назвала «игрой в изоляцию»:

— Эти люди едут в метро, потом стоят вплотную в автобусе, который едет по летному полю, поднимаются все вместе по трапу, толпятся в проходе… Многие сидят в масках, но снимают их, когда мы развозим обед или ужин, предлагаем напитки. Никто не отказывается!

Сотрудница авиаперевозчика рассказала, что кондиционирование в салоне работает таким образом, что воздух проходит по всему салону, прежде чем попасть в систему очистки. Поэтому все разговоры об «улучшенных фильтрах» особого значения не имеют, «изоляция» невозможна, это надо просто понимать, считает девушка.

Стюардесса объяснила, что обеспечить «бесконтактные» условия для пассажиров невозможно технически / Фото: Скриншот видео YouTube-канала SpeedbirdTV

Стюардесса заявила, что обеспечить «бесконтактные» условия для пассажиров во время перелета невозможно просто технически, это касается и отделения бизнес-класса. Она посоветовала тем, кто сильно переживает по этому поводу, просто отложить поездку до лучших времен.

При всей серьезности обстановки с распространением коронавируса бортпроводница сказала, что не знает ни одного случая инфицирования среди коллег:

— Возможно, это объясняется профессиональными качествами. Члены экипажей должны иметь крепкое здоровье, они собранны, дисциплинированны, внимательны, действуют правильно и точно.

При этом Иванова призналась, что, как и все обычные люди, стюардессы иногда простуживаются. Она пожелала здоровья пассажирам авиакомпаний и читателям «Вечерней Москвы».

Главные факты по теме коронавируса в России и мире можно прочитать ЗДЕСЬ >>>

Читайте также:

Названы самые грязные места в салоне самолета

Аналитики оценили, когда возобновятся международные рейсы

amp-next-page separator